Все новости
Общество
18 Июня 2011, 11:40

Деревенский дневник - 2

Грустно видеть, что в деревнях все меньше и меньше людей, что дети, которые встречаются в пути, приехали на каникулы, что мало работы...

Несколько лет назад мне удалось поехать на две недели в свой район, в село Исянгулово, где я вырос. Как-то сам собой завелся этот дневник, в который  записывал свои мысли, наблюдения,  переживания. Когда его перечитал, я подумал, что есть смысл предложить эти записки читателю – не секрет, что много у нас живет в городах выходцев из деревни, кто старается стать городским, забывая о деревне или не имея возможности приехать, пожить, пройтись по тропинкам, которыми гулял в детстве. Эти мои записки - для вас.


Деревенские магазины стремятся стать похожими на городские. Вот уже известный супермаркет объявился в Исянгулово- первый знак, что мелкие магазинчики скоро исчезнут. 

Кстати, в районе в прошлом году было 560 частных предприятий, в этом году – их число снизилось до 300. А все дело в том, что большинство ЧП занимаются куплей-продажей. Норма прибыли в торговле постоянно падает, наконец, народ уже накупил все, что было нужно. А вот производством занимается только десять процентов от этого числа. Этого очень мало, просто катастрофически мало. Скажу банальность: основа экономики - это производство. 

*** 

Наконец-то зрение стало восстанавливаться, и я стал видеть не только горы и небо, но и то, что создано человеком. 
Село похорошело, стало чище. Всюду поставлены такие декоративные заборчики. Районный дом культуры после ремонта стал просто замечательным. Ремонтируются школы - обнажили все до коробки и делают евроремонт. 

Вспомнилось, как на излете советских лет моя мама, Ханифа Исмагиловна, тогда директор второй исянгуловской школы, ездила в Москву выбивать средства на ремонт. Текла крыша, знаете, такая плоская, где зимой собирался снег, территория не была огорожена, да и внутри творилось черт знает что. 

В кабинете, куда попала мама, высились горы бумаг - это со всей страны лежали бумаги на утверждение, на выделение денег. Неделю каждый день она приходила сюда, пока чиновник не подписал нужные бумаги. Мог и не подписать. Потом пришлось еще выбивать стройматериалы, найти тех, кто хорошо и добротно сделает ремонт и так далее. Морока! Это трудно понять сегодня, когда все решается в Уфе. Люди не успевают задуматься, а деньги на ремонт уже выделены. Это некоторым образом обесценивает значение труда. 

В общем, это парадоксы социального общества, люди, как в Советском Союзе, привыкают к этому, и только дай слышится от них. На самом деле высшая ценность – это деятельность. Все-таки человек, который трудится, отличается от человека, который просто прожигает свою жизнь. Должен, по меньшей мере. 

*** 

Все, кого встречаю, спрашивают - мама не приехала? Последний год она живет в Уфе, у сестры. 
Одна дама даже сказала - без Ханифы Исмагиловны Исянгулово опустело. Такое, конечно, приятно слышать. 

*** 

Вспомнил, как доехал на велосипеде в Ибраево. Кстати, обратил внимание, что многие деревни в районе носят имена своих основателей: Байдавлетово, тоже Ибраево, Муйнак,Умбет. Люди пришли сюда и стали жить. Сколько надо было ума, отваги, ответственности за судьбу своих близких, чтобы это сделать. Понятное дело, что не было никаких дорог и люди шли по руслам рек. Когда-то люди, что могли жить без городских удобств, составляли большинство в России. Теперь их все меньше и меньше. Теперь им надо помогать, если мы не хотим, чтобы деревня прекратила свое существование. 

Грустно, конечно, видеть, что в деревнях все меньше и меньше людей, что дети, которые встречаются в пути, приехали на каникулы, а не живут тут постоянно, что мало работы… Тем важнее те, кто умеет находить работу и для себя, и для людей. 

*** 

При въезде в Ибраево хорошо видна каменная двухэтажная школа. Ее построил мой отец – Гайдар Галимьянович. Долгие годы он работал заведующим роно в Абзелиловском районе, там построил 16 школ. Когда вернулся в район, к себе на родину – выстроил эту красавицу. И умер в 56 лет от разрыва сердца. С его пробивной способностью он мог бы выстроить для себя дворец… Нет, не мог – не такой был человек. 

Ни наград, ни званий, ни денег, в родовом, от деда оставшемся доме теперь живут чужие люди– и что я могу думать об отце? Все, что о нем мне напоминает – это две фотографии, чудом уцелевшие во времени… Да нет, не только- еще вот эта школа. Еще то, что незнакомые люди в Ибраево, да и на сабантуях в других селах района останавливают меня и спрашивают, сын ли я так хорошо им известного человека. Да, отвечаю, сын. 

И как мои предки, как мой отец, иду руслами незнакомых рек, чтобы неведомое стало известным. 

*** 

Вот уже пару лет главный работодатель в Ибраево - писатель. Люди трудятся не за страх, а за совесть. И отдача есть - многие уже купили себе холодильники, морозильники, телевизоры, машины. Интересно, как это может быть связано с писательством? Может, оказывается. Марьям-апай Буракаева много лет изучает народные традиции, фольклор, историю башкирского народа. Именно из толщи времени дошел до нас рецепт талкана- протертых проросших зерен пшеницы. Немудреная, казалось бы, вещь, однако как же она способствует здоровью! А рынок товаров для здоровья теперь большой, люди, наконец, начинают понимать, что есть на свете вечные ценности. И это не пепси-кола и голливудские боевики. По двору бегают внуки Марьям-апай. Я завожу велосипед, ставлю его в тень. 40 километров по жаре – все-таки не шутка. Из аласыка выходит Зухра, дочь Марьям-апай. Мы здороваемся. Зухра зовет пить чай. Раз в неделю партия товара уходит в Уфу, чтобы оттуда распространиться по всей стране. Марьям-апай как раз уехала, увезла ящики с талканом. Вот еще одна вечная ценность, вот еще один человек, который умеет сплотить вокруг себя людей. Вообще наш район подобен простому глиняному кувшину, который в обычные дни стоит себе в погребе. Но в дни перемен он словно разбивается под ударами и из него фонтаном плещет золото- настоящие, талантливые люди.

Перечислять - не хватит места. Попробуйте заглянуть в учебник истории, вы этих людей там обнаружите на каждой странице. 

*** 

Остался на ночь в Ибраево. Хотел уехать под вечер - и не поехал. Правильно сделал – поднялся страшный ветер выше домов, нагнал тучи, повалил кое-где деревья. Утром я проснулся ни свет ни заря, часов в шесть. Не стал будить хозяев, вывел велосипед и айда. И правильно сделал - уже возле Исянгулово нагнала меня буря. Только вошел в подъезд, хлынул страшнейший ливень. Я порадовался тому, что снова начал чувствовать природу. 

Продолжение следует.
Автор:Айдар Хусаинов
Читайте нас: