Радует, что в Урман мы поехали не для того, чтобы писать репортажи о том, как там все плохо и ужасно. Страшилки про нынешнее и будущее – этим пусть охотники за рейтингами занимаются. У нас была другая задача. Артем Клименко объявил на сайте kto1.ru о сборе вещей и продуктов для пострадавших от взрывов и пожаров. Люди с готовностью откликнулись и принесли очень много самых разных полезных продуктов и вещей – крупы, макароны, консервы, детские игрушки, одежду, обувь, посуду. Через знакомых нашли в Урмане хорошего человека, которому можно было доверить распределение вещей среди пострадавших. Агентство «Башинформ» предоставило грузовую машину. Когда вещей и продуктов набралось достаточно, мы – Артем Клименко, корреспондент «ОЭГ» Олег Чернов и видеооператор Ренат Искужин с Божьей помощью отправились в путь. Не самая дальняя дорога – и вот мы на месте. Урман встречает солнечной погодой и огромным количеством белых бабочек, которые в этом году появились раньше времени. Их несчетное количество. Летают, сидят стайками вдоль дорог беззаботные и наивные.
В самом селе Урман во многих домах уже вставлены стеклопакеты, словно и не было ничего. Но отдельные здания все еще стоят, взирая на гостей обгоревшими глазницами окон. Неподалеку общипанный взрывами лес. Даже не лес, а ободранные стволы. Жители мирно идут по своим делам. Работают магазины. Милиционеров на улицах много.
Груз передаем Анатолию Метельскому - директору средней общеобразовательной школы села Урман. Его нашли через знакомых. Они рекомендовали Анатолия Андреевича как человека, которому можно доверять.
- Спасибо большое вам всем! Привезенная вами помощь будет нам очень кстати. У нас сейчас тут большой ремонт в школе. Все по-новой строители делают. Старое полностью ободрали и заново – новая крыша и отделка. Президент Хамитов два раза приезжал и сказал, что надо к первому сентябрю все закончить. Стойка идет быстро. Строителям ведь платят.
У нас школа богатая была – миллионер. Все пришлось выносить из здания, распределять куда-то. Вот тут рядом, наш тир – туда сейчас все ваши вещи отнесем, и будем потом раздавать.
- Кому будете распределять помощь?
- В первую очередь – самым нуждающимся, погорельцам, у которых ничего не осталось, в чем выбежали и эвакуировались – то и имеют. Ну и тем, кто помогал людям, старался, что-то делал.
- Дети в школе были, когда все началось?
- Да были, пусть и немного. Но благодаря нашим педагогам их удалось быстро эвакуировать на безопасное расстояние. Я Уфе в это время находился – меня известили. Тут же вернулся обратно. Прорывался через кордон всеми правдами и неправдами. Пытался что-то делать.
- Вы лично сильно пострадали?
- Наш дом закрыло от прямой взрывной волны другое здание. Внутри вещи хорошенько перевернуло. Стеклопакеты нам уже вставили. Машину любимую смяло ударом все той же волны. Будем судиться с министерством обороны.
- Школу сильно потрепало?
- Не то слово. Она в такой зоне находилась – когда боеприпасы выносили, то насчитали или 142 или 148 попавших в нее снарядов. Один а за шкафом нашел, когда казалось, что все уже вынесли. Отодвинул – смотрю, а он меня заждался. Привет, родной!
- 120 миллиметровые боеприпасы – это ведь огромные железки…
- На складах самые разные были – 72, 120, 130, 152 миллиметра. Ими нас как раз и засыпало. Хорошо, что они без взрывателей были. Если бы взрывались – вы бы сейчас ничего тут вокруг не увидели. А так сами снаряды после падения уже безопасными были. На базе они взрывались от пожара. А тут им температуры не хватало для срабатывания. Исключения составляли только кумулятивные противотанковые снаряды. В чьи дома они попали – те сгорели. Там горючее вещество, оно пылает при очень высокой температуре.
- Нет, осколков полно. Их просто так не вывезешь. Вон лежат, посмотрите…
Мы подошли к огромным осколкам разорванных снарядов. Тяжелые штуковины. Если бы они упали сверху на человека или автомобиль – разрубили бы с легкостью самурайского меча или даже еще легче. Все-таки люди, которые в опасную зону лезли – безбашенный народ...
При нас началась раздача помощи. Многодетной семье, точнее девятикласснице и ее трехлетней сестренке вручили еду, мешок с игрушками, одежду, еще что-то. У этой семьи, где еще есть двое детей, сгорело все.
- Сейчас в Иглино строят дом, где нам дадут квартиру – сообщила старшая Таня, - пока снимаем квартиру. Когда взрывы начались, мы сразу уехали на машине. У нас все живы и здоровы, никто от взрывов не пострадал.
Мы подвезли девочек с тяжелыми мешками до подъезда, Артем помог им поднять груз наверх. Я пообщался с местной беззаботной ребятней и подарил им одну из симпатичнейших игрушек. Как же хорошо, что в этот раз все дети остались живы.