Помните историю про царя Мидаса? Он страстно жаждал золота и добился своего - все, к чему он прикасался, превращалось в золото. В конце концов, царь умер от голода, потому что и пища, которую он брал в руки, превращалась в золото и становилась непригодной для еды.
С некоторых пор меня мучает странное и неприятное ощущение распада: как будто все вокруг, как и в истории про Мидаса, вдруг превращается в золото и становится непригодным для жизни, для употребления. Это чувство пока еще трудно достаточно четко сформулировать и адекватно выразить в словесной форме. Ну, скажем так, если раньше какое-то понятие было равно самому себе: дружба равнялась дружбе, любовь равнялась любви, цветок воспринимался просто как цветок, то теперь все эти, такие простые и понятные вещи, почему-то на подсознательном уровне оцениваются в некоем денежном эквиваленте. И это совершенно ужасно, потому что убивает жизнь и живое чувство.
За последние два десятка лет общество наше стало открыто и непристойно поклоняться золотому тельцу: все покупается и продается. Покупаются и продаются власть и близость к ней, образование, научные и спортивные достижения, здоровье, красота, любовь и даже творчество.
Расскажу такую историю. Один знакомый поэт, причем поэт хороший, маститый, со званиями и регалиями поведал как-то мне со смехом о том, как продал авторство книжки стихов, написанной им, одному богатому бизнесмену. Бизнесмен и изъясняется-то по-русски с выраженным акцентом, а в письменном виде и вовсе двух слов связать не может, но на книжке стоит его фамилия, и он при случае дарит ее своим друзьям и знакомым со своим автографом. Я понимаю поэта: ему просто нужны были деньги, сегодня литераторы – люди очень нуждающиеся. Но торгашу, который, как в анекдоте, с двух прОцентов и живет, зачем была нужна эта профанация? Может быть, затем, что имея все, и более того в денежном эквиваленте, он подсознательно чувствовал, что не имеет самого главного, необходимого для полноценной жизни человека, а именно – души. И он решил, что и душу чужую можно купить и пользоваться ею напрокат, возвышаясь таким образом в глазах других.
Это, как говорится, крайнее выражение синдрома царя Мидаса, поразившего уже и самую тонкую - духовную сферу.
Синдром этот охватил всех: сверху донизу, от мала до велика. И самое страшное – поразил интимную сферу, базовую ячейку общества – семью, родственные отношение. Кто сидел хоть раз в долгих очередях у нотариусов, наверняка наслушался историй о том, как становились заклятыми врагами отцы и дети, сестры и братья все из-за того же золотого тельца – денежного наследства, квартир, машин, не поделенных между близкими людьми.
Расскажу еще одну историю на эту тему. Жила-была вполне нормальная и благополучная уфимская семья с неплохим достатком. Муж десятки лет проработал на северах вахтовым методом, заработал на хорошую трехкомнатную квартиру. Жена трудилась юристом и тоже неплохо зарабатывала. Они любили друг друга. Вырастили двоих сыновей, для которых не жалели ничего. Когда старший женился, купили ему отдельную квартиру, иномарку. Отец, у которого руки золотые, превратил эту квартиру в конфетку. Для дорогого чада было ничего не жалко: ни денег на дорогое образование в нефтяном институте, ни средств для «отмазки» от армии. И вдруг, как гром среди ясного неба, супруга моего знакомого заболевает раком и сгорает буквально за три месяца. Не успели высохнуть слезы на глазах у осиротевшей семьи, как началось золотое безумие. От безвременно ушедшей жены у моего знакомого осталось хорошее наследство в виде круглой суммы на банковских счетах и ценных бумаг, которые ежемесячно приносили дивиденды и позволяли ему жить довольно безбедно и воспитывать своего младшенького, которому он заменил маму.
Человек он во всех отношениях добропорядочный и положительный и сына-подростка обихаживал на высшем уровне. Но старшему самому захотелось иметь все и сразу. Он выкрадывает у отца все документы вплоть до паспорта и переоформляет материнское наследство и право на отцовскую квартиру на себя. Трудно описать состояние этого человека, когда он обнаружил все это! Сын для него просто перестал существовать. Сейчас этот конфликт перешел на уровень долгих судебных разбирательств. Но старший по-прежнему не собирается отказываться от своих материальных претензий и никакие человеческие доводы не долетают до его души, покрывшейся позолоченной коркой…
Собственно, таких историй, наверное, каждый может припомнить с десяток…
Конечно, мы все не ангелы и всем нужны деньги, чтобы нормально жить, питаться, одеваться, передвигаться. Но где та грань, за которой уже – распад человеческих и даже родственных отношений, пустота и голый культ золотого тельца?
Размышляя об этом, я смотрю на зеленую траву, на листья деревьев, на солнце и думаю: они ведь растут и двигаются не из-за того, что им за это платят? Они просто не могут по-другому… Природа лечит…
Что еще может спасти наши души от синдрома царя Мидаса, от культа золотого тельца?