«Огненный пояс Земли» - для меня эти слова звучат, как пароль. Как позывные доблести и мужества. Так называется кругосветная экспедиция, которая рассчитана на 900 дней. Без отпусков, больничных, выходных… Только с короткими перерывами для отдыха и решения неотложных хозяйственно-бытовых проблем: закупка провианта, транспортных средств, замена вышедшей из строя техники и т.д.
900 дней пути, большая часть которого проходит в экстремальных условиях: по заснеженным пустыням, ледникам, каньонам, зарослям тропических растений, слою вулканического пепла…
Сама идея экспедиции по вулканическому кольцу вдоль побережья Тихого океана сначала казалась фантастикой. Действительно, задумано уникальное путешествие как по продолжительности, так и по сложности поставленных задач: команда из шести человек пересечет пять континентов, пройдет по территории 19 стран, поднимется на 70 действующих и спящих вулканов, проводя замеры, исследования, фотосъемки.
Однако невероятное стало фактом. Многие, наверное, слышали об этой необычной экспедиции. Теперь за плечами участников кругосветки уже более 17 тысяч километров пути и 90 дней из запланированных 900. А нам, жителям Башкортостана, этот многотрудный поход интересен еще и тем, что в составе команды россиян путь преодолевает наш земляк – известный уфимский писатель и путешественник Камиль Зиганшин.
В группе он не только единственный представитель нашей республики, но и еще самый старший: в марте ему исполнился 61 год. Руководителю экспедиции - чемпиону России по спортивному туризму Константину Мержоеву из Краснодара – 44 года. Остальным ребятам по 25 лет.
По словам Камиля Зиганшина, о кругосветном путешествии он начал мечтать с тех пор, как побывал в нескольких экзотических странах и совершил восхождение на ряд горных вершин. Но, понятно, что одному кругосветку не одолеть. Поэтому приглашение стать участником «Огненного пояса Земли» он воспринял как подарок судьбы.
Проект реализуется в рамках гранта Русского географического общества. Стартовав с мыса Принца Уэльского на Аляске, россияне прошли вдоль тихоокеанского вулканического пояса США, Канады, Мексики, Гватемалы, совершив восхождения на самые значительные вулканы этих стран. Сейчас они находятся в Сальвадоре.
Как отмечает Камиль Зиганшин, у каждого вулкана свой нрав. Запомнилось ему восхождение на вулкан Бейкер на границе США и Канады (высота - 3976 метров над уровнем моря). На гору участники экспедиции поднимались в сложнейших условиях: при сильном тумане, непрекращающемся снегопаде и низкой температуре, по пояс в снегу. Ночевали на леднике. «Последние четыре километра шли пять часов», - вспоминает писатель.
Вторым действующим вулканом, на котором побывали наши путешественники, стал Лассен-Пик, расположенный в Калифорнии (высота - 3187 метров). На вулкан поднимались два дня, местами проваливаясь глубоко в снег. Чтобы заночевать, делали себе снежные норы. А наверху столкнулись с фумаролами, из которых выбивается сероводород, и кипящими источниками.
Три дня пришлось штурмовать вулкан Фуэго-де-Колима в Мексике, высота которого 3820 метров. Огнедышащая гора постоянно выбрасывает облака пепла и газа. Сейчас доступ на него закрыт. После нескольких заходов с разных сторон ребятам удалось подняться только до высоты 3500 метров.
По этой же причине не удалось покорить вулкан Попокатепетль (мексиканцы ласково называют его Попо). Восхождение на этот вулкан также опасно для жизни. Зато на самом высоком пике Орисаба (5636 метров) наша команда сумела побывать.
А вот путешествие по Гватемале было связано с драматическим событием.
Когда путешественники направлялись к вершине вулкана Акатенанга, в зарослях они обнаружили истекающего кровью местного жителя: у него была опасная огнестрельная рана. Ребята бросились на помощь. Сделав противошоковый укол и тщательно перевязав пострадавшего, на сооруженных из подручного материала носилках его доставили в ближайшую деревню. Как выяснилось, это был охранник национального парка, на которого напали бандиты.
По словам раненого, во время обхода он заметил на тропе обросшего человека. Поскольку в последнее время здесь было несколько нападений на туристические группы (отбирали все вещи, снаряжение и деньги), работник национального парка попытался задержать незнакомца для выяснения личности, но на выручку злоумышленнику из-за деревьев вышли вооруженные подельники. «Один из них выстрелил почти в упор. Охранник скатился с обрыва и упал в колючий кустарник. Это его и спасло. Бандиты решили, что он убит, и разыскивать не стали», - рассказал на сайте РГО Камиль Фарухшинович. Получается, что если бы не эта «находка», на них запросто могла напасть вооруженная банда местных грабителей. В деревне российских путешественников встретили с почестями. Однако намечавшееся восхождение пришлось отложить. На вулкан Акатенанга (высота - 3968 метров) ребята поднялись в другой раз.
Вот как описывает этот день Камиль Зиганшин: «Как и в предыдущий раз, автомобиль оставили во дворе крайнего дома. Хозяина не было, но его семья встретила нас как героев. Тут же освободили место для машины в тени дерева. Проходя мимо дома, мы с удовольствием отметили, что подаренный нами вымпел Русского географического общества висит у входа, на самом видном месте.
Ещё задолго до деревни, углубляясь на машине в царство вздыбленной тверди, мы с тревогой наблюдали, как навстречу нам выползли мохнатые клочья облаков. К тому времени, когда мы были готовы начинать восхождение, они заволокли всё окрест густой молочной мглой. Сразу резко похолодало. Ребята надели тёплое термобельё, кто-то даже куртки. Я же, несмотря на то, что было зябко, решил подниматься в одних шортах и сетчатой безрукавке. Причин тому было две. Во-первых, я понимал, что кому-кому, а мне будет жарко, а во-вторых - каждый грамм в конце восхождения превращается в полновесный килограмм. (Даже часы снял. Для молодёжи пока подобные ухищрения удивительны, а мне лишний вес ни к чему, ведь за плечами ещё солидный довесок... в 36 лет)».
Вскоре склон стал круто взлетать вверх. Настолько круто, что не будь по бокам едва видимой тропки деревьев, кустов и обнажённых корней, без верёвок было бы не обойтись.
«Первые километры всегда тяжёлые, - признается Камиль Фарухшинович, - организм не перестроился, а тут сразу такой крутяк! Уже через метров 150 я задышал, как перегруженный мерин, а безрукавка почернела от пота. Сердце, чтобы обеспечить мышцы дополнительным питанием, удвоило обороты. Тем не менее, отставание от ребят и Кости (Мержоева – авт.) росло.
Сельва и туман были такими густыми, что видимость упала до десяти метров. Я давно потерял ребят из виду и уже задыхался, тщетно пытаясь догнать. На моё счастье склон стал более пологим, и тропа пошла траверсами: необременительный боковой ход, а следом небольшой подъём. Теперь хоть было где дух перевести. Ребята дождались меня и дальше карабкались вместе. Прошли памятную развилку. Там, где мы обнаружили раненого, земля почернела от запёкшейся крови».
«Первый купол, усеянный ноздреватой золой и мелкой галькой, походил на прокопчённую лысину сказочного великана. Поднявшись на его макушку, расселись на вулканических бомбах перекусить шоколадками, попить воды, - продолжает он свое повествование. - После непродолжительного отдыха спустились к неглубокому, зато хорошо выраженному кратеру почти круглой формы. Проведя традиционные измерения температуры почвы, уровня загазованности и размеров, полезли на господствующий над всеми главный конус. Его склоны представляли собой хаотичное нагромождение застывших глыб из густой лавы. Промежутки между ними заполняла чёрная крупка. Стоило мне наступить на неё, как она приходила в движение и я, если не успевал перебежать мелкими, скользящими шажками, катился вместе с ней вниз, пока не упирался в торчащие пониже камни.
Ребята были уже высоко. Из последних сил цепляясь за остро выступающие края магмы, резво перебегая сыпуны, я тщетно пытался догнать их. Каждый метр давался всё тяжелей - уже сказывалась и нехватка кислорода. Под конец я останавливался передохнуть через каждые 15-20 шагов. И вот, наконец, открылся вид на громадный кратер, почти доверху забитый чёрным пеплом и мелкими, пористыми гранулами. Из-под кое-где торчащих комьев лавы вились струйки пара, пахнуло сероводородом.
Мы огляделись. Под нами на конус вулкана со всех сторон наезжали бугристые пласты облаков, из которых вдали торчали еще несколько горных пиков. И такая библейская тишина стояла в округе, будто не существовало в мире ничего, кроме нас и этих неприступных каменных исполинов».
От спуска, по словам Камиля Зиганшина, осталось ощущение, что он тянулся бесконечно. «Шагал и не переставал удивляться: как я смог подняться по такие затяжные крутояры?!! Спускаться и то рискованно, того и гляди скатишься кубарем в пропасть. Это удивление, как ни странно, основное чувство, оставшееся в памяти, - пишет наш земляк. - Конечно, было и удовлетворение от увиденной панорамы, и от того, что сдюжил и взобрался на самый верх. Правда, не в первой двойке, как на Пакайя, а замыкающим, но, тем не менее, высшую точку Акатенанга потоптал».
Сейчас наши путешественники в Сальвадоре. «Маленькая и уютная страна. Горы здесь пониже, но значительно лесистей. Народ чрезвычайно приветливый и дружелюбный. Отношение к России самой радушное», - сообщил по e-mail Камиль Зиганшин. Это самая плотно населённая страна в Центральной Америке. Здесь тоже много вулканов. На каких из них побывают россияне, узнаем из очередных сообщений. Кстати, в Сальвадоре у них начался велоэтап. До этого, после Аляски, где передвигались на снегоходах, ребята колесили на приобретенном в США подержанном джипе-«сафари». Но, как мы убедились, значительную часть пути они проходят пешком. Будут еще и лыжи (для передвижения по Антарктике), и водный транспорт. Впереди еще столько интересного, что дух захватывает.
Пожелаем путешественникам счастливого пути! Представьте себе: 900 дней без семьи, без привычных удобств, в постоянной готовности к преодолению трудностей… Думаю, уже сейчас этих шестерых смельчаков можно занести в Книгу рекордов Гиннеса.
Перед отправкой на сборы в Москву Камиль Зиганшин с благодарностью рассказал о том, что часть затрат на его поездку вокруг света компенсируется за счет республики. По распоряжению Президента Башкортостана Рустэма Хамитова нашему земляку были выделены средства для участия в столь масштабной научно-спортивной экспедиции. По результатам беспримерной 900-дневной кругосветки известный литератор планирует написать книгу.