Все новости
Общество
27 Апреля 2011, 10:45

Рецепты межнационального согласия

Заветная мечта людей: мир, согласие, дружба, сотрудничество. К сожалению, в течение десятков тысяч лет правители редко позволяли им жить в мире и согласии.

Фото с сайта www.spblife.info.
Фото с сайта www.spblife.info.
Заветная мечта людей: мир, согласие, дружба, сотрудничество. К сожалению, в течение десятков тысяч лет правители редко позволяли им жить в мире и согласии, без ущемления прав и свобод тех или иных этнических групп. Приятно, что Президент Р.З. Хамитов, внося свой вклад в решение этой глобальной проблемы, объявил текущий год Годом укрепления межнационального согласия.
К осознанию ценности межнационального согласия Россия продвигается многие сотни лет. Почему так долго? Во-первых, ее невозможно укрепить один раз, и навсегда. Эта работа не терпит простоя. А во-вторых, межнациональное согласие – это первое условие, чтобы начать строить общие планы. В процессе сочувственного обсуждения возникающих проблем и совместной деятельности крепнет дружба. В инициировании и поддерживании этого процесса велика роль духовных лидеров, всеобщих любимцев, писателей и ученых. В ХХ столетии для нас всеобщим кумиром стал народный поэт Башкортостана Мустай Карим – выразитель переживаний, дум и чаяний людей самых разных национальностей.
При вспоминании Мустая Карима из глубины памяти всплывают слова Евгения Евтушенко: поэт в нашей стране - больше, чем поэт.
Поэт в России - больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
кому уюта нет, покоя нет.
В 1987 году Мустай Карим, проанализировав ситуацию, сложившуюся в обществе, написал эссе «Разговор в своем кругу»: произведение, весьма востребованное перестройкой, демократизацией, гласностью. Сила его воздействия на умы современников была такой, что прошло почти четверть века, но не забывается. Я тоже перечитываю его. Будь моя воля, я поставил бы памятник с автографом Мустая Карима: «Когда на тебя с добром смотрят со стороны, стараешься быть не хуже самого себя и в труде, и в песне».
Разве это не рецепт?
Заявив на весь мир, что если «на тебя с добром смотрят со стороны, стараешься быть не хуже самого себя», поэт привел примеры, которые не выискивал где-то за тридевять земель или, как тогда было модно, в странах «загнивающего капитализма». Он написал о том, что он сам каждодневно наблюдал и лично знал: о родном, любимом и дорогом - о Башкортостане.
Я достаю с книжной полки томик поэта. Читаю…
«За многие годы я не помню, чтобы наши республиканские газеты, выходящие на трех языках – башкирском, русском, татарском (в то время других газет не было - И.Т.), давали запоминающиеся материалы о жизни, быте, нравственном и эстетическом опыте, обычаях, обрядах, традициях проживающих в Башкирии, к примеру, 122344 чувашей, 106793 марийцев, 75571 украинца, 35900 мордвы, 25906 удмуртов,17243 белорусов, 11336 немцев, 5877 евреев, 2607 латышей, 491 цыгана. Чем они, кроме выполнения хозяйственных планов, озабочены, какие нужды, какие радости, какие беды и обиды у них? Когда не знаешь, конечно, все в порядке. И телевидение наше в этом отношении не отличается особой сердечной щедростью. Случается, во время парадных показов творчества народных талантов промелькнет на экране несколько чувашских улыбок и пропляшет несколько пар марийских ног. Потом большой перерыв. Что касается башкирской художественной литературы, то в ней я не припомню ни одного крупного, полнокровного образа представителя иноязычных народов, с кем многие сотни лет живем не просто рядом, а вместе… Нам необходимо всеми средствами чаще показываться друг другу, распахивать души».
Вот ведь как! Нам надо, да что там надо, крайне необходимо!, чтобы мы могли доверять друг другу, чаще показываться, быть доступными, открытыми и понятными. Это тоже – рецепт.
Следующий рецепт Мустай Карим извлек из сокровищницы этнопедагогики и… пожурил коллег. В былые времена так поступал свекор: я делаю замечание дочери, но услышит меня сноха. Действительно, если ты – народный публицист, деятель культуры, «конструктор человеческой души» и желаешь добро родному этносу, разве будешь игнорировать чувства, проблемы, заботы людей других национальностей, тем самым умножая ряды недоброжелателей, живущих «не просто рядом»? Мне не припоминается столь беспощадная самокритика среди публицистов других республик Советского Союза. Замечания и пожелания Героя Социалистического Труда, народного поэта и великого гражданина XX века должны были услышать всюду. Но в столицах Союза не услышали. В 1991 году катастрофа не заставила себя ждать... Ныне ее объясняют банкротством неэффективной советской экономики. Это правда. Но истоки банкротства, все-таки, в головах. В теоретико-идеологическом болоте, куда загнала себя наша советская политическая бюрократия, владевшая, пользовавшаяся и распоряжавшаяся от имени народа всей государственной собственностью страны.
В ряде регионов России народного поэта все же услышали. А где услышали, там и полюбопытствовали: «Мы много премий и званий присуждаем писателям и ученым за счет налогоплательщиков, но есть ли в нашей художественной, научной и учебной литературе образы иноязычных народов, их выдающихся представителей?». Я тоже поинтересовался. Теперь могу сообщить, что в чувашской литературе существуют образы башкир, русских, татар, марийцев, украинцев «и других» представителей «иноязычных народов”. Причем не комичные, не сатирические. Я встретил их в произведениях Александра Калгана, Ираиды Петровой-Нарс, Филиппа Вуколова-Эрлика, Якова Ухсая, Михаила Юхмы, Александра Савельева-САСа (список можно продолжить)… Отрадно, что писатели, чьи сердца благодаря Константину Иванову и Якову Ухсаю, по факту их рождения, навеки спаяны с Башкортостаном, тоже не хотят быть хуже самого себя. К их чести они и сегодня корпят над переводами. Результат: с произведениями поэтов Башкортостана чуваши первоначально знакомятся на своем родном языке. Но проблемы общества и творческой интеллигенции продолжают усложняться. Объективные реалии, тенденции, потребности таковы, что с каждым годом на всем пространстве России многонациональность будет только расти. Значит, ни литература, ни киноискусство «глобализирующейся» страны не смогут обойтись без «заселения» сознания современников «крупными, полнокровными образами представителей иноязычных народов» точно так же, как уже полвека не создается ни один голливудский фильм, если среди главных действующих лиц нет афроамериканцев и азиатов. Как показали декабрьские события в Москве, нынешнее поколение россиян не меньше американцев остро нуждается в повседневно ощущаемой многонациональности, в полнокровных образах героев, чиновников, силовиков разных национальностей.
В своем произведении Мустай Карим опирался на данные переписи населения 1979 года. В тот период они не особенно беспокоили. Однако за 40 лет много воды утекло. В XXI веке мы столкнулись со сногсшибательным фактом: языки 136 российских народов пополнили общемировой список покидающих историческую арену. Специалисты ЮНЕСКО изучали девять красноречивых ситуаций. Среди них отношение людей к родному языку, численность носителей соответствующей этничности, переход языка от поколения к поколению, доступность учебных материалов…
Подумать только, в современной России 136 обреченных языков. Они испокон веков «сообщались» между собой. Они обогащали мировой опыт, представления человечества о природе, окружающем мире и космосе души. Они поддерживали экологию сознания. Они обеспечивали в нем некий кругооборот ценностей, открытий, выполняли функции родников, рек, лесов. Они несли из глубины веков информацию о прошлой жизни. По ним нетрудно реконструировать исторический путь народов нашей планеты. И вот – их не будет. Почему же мы, что имеем - не храним, а потерявши плачем? Мировая наука в экстазе от каждого клочка бересты, каменной плиты и пергамента, найденного с автографом древнего человека, а тут перед нами 136 вымирающих российских языков. Это - не предвестник глобальной гуманитарной катастрофы, а сама катастрофа, которая не первый век стучится в окна и двери соотечественников. «Вымер язык в устах народа - вымер и народ,- разъяснял в 1861 году русский педагог-просветитель К.Д. Ушинский.- Но если человеческая душа содрогается перед убийством одного недолговечного человека, то что же должна бы чувствовать она, посягая на жизнь многовековой исторической личности народа - этого величайшего из всех созданий божиих на земле?».
Возникает вопрос, а в чем тогда смысл существования на нашей планете стольких государств, если они не могут обеспечить сохранение, воспроизводство и развитие языков и культур? Или наши великие правители видят назначение государства только в обеспечении биологического функционирования гомо-сапиенса? Тогда в чем отличие жизни человека от «смысла жизни» остальных животных?
В природе сильное животное питается слабым,- не без основания печалится один из героев башкирского народного эпоса «Урал батыр». Это так. В дикой природе иначе не будет. Но в нормальном человеческом обществе по-другому. Здесь вопреки законам джунглей на защиту слабого всегда приходит сильнейший.
Сейчас я поспорю с В.В. Маяковским. Мне не хочется повторять за ним:
Единица!
Кому она нужна?!
Голос единицы
тоньше писка.
Кто ее услышит?
Возможно, в том-то и беда нашей России, что ей не хватает миллионов продвинутых «единиц», которые в состоянии внушить родному народу не только комплекс неполноценности, но и вернуть веру в собственные силы, подпитывать в нем созидательный дух, возглавить прорыв страны на мировой уровень, а заодно спасти и 136 вымирающих языков. Сейчас мы имеем то, что имеем. Это – политическая бюрократия, служащая сама себе, и совершенно нищий народ при несметных ресурсах.
Нищета народа – главный тормоз современной России. Как сказал академик В.В. Николаев, россиянину надо богатеть. Без возможности многократно увеличить доходы каждой семьи нашей стране не удастся не то, чтобы модернизироваться, но даже худо-бедно поспевать за развитием информационного общества. Из-за безденежья (малоденежья – неважно) большинству населения недоступны современные технические и технологические достижения и возможности. Мировой прогресс опережает развитие менталитета, мировоззрения, образования, способностей, умений и даже желаний. Ведь ныне и захудалой МТС нужен не токарь с аттестатом ПТУ. Здесь также как в Японии, рабочий должен быть с высшим образованием, а в российских условиях – еще и универсальным практиком. Страну может поднимать только такая «единица»: любящая родину, любящая людей, имеющая возможность богатеть своим трудом, образованная, универсальная, талантливая, инициативная и ответственная. Только такие «единицы», благодаря интернету и компьютерным технологиям, могут оперативно обновлять и пополнять недостающие знания, заявить о себе, участвовать в жизни страны, онлайн общаться с «большими начальниками» с непременными полномочиями пущать/не пущать.
Сергею Эйзенштейну, создававшему фильмы, и Льву Толстому, чьи рукописи приходилось многократно переписывать от руки супруге или секретарям, современные темпы жизни и технические возможности даже не снились. Наверное, и Мустай Карим в 1987 году вряд ли рассчитывал, что в Башкортостане за считанные годы откроются новые национальные театры и музеи (хотя до европейских нормативов нам все еще далековато), школы и вузы, газеты и журналы, собственные радио- и телеканалы, что даже в городах многонациональность станет будничной, привычной, необходимой. Еду в автобусе и слышу звучание разных языков. Никому не мешают ни «чужие» песни, ни речь…
Человечество, с какими бы трудностями ему не приходилось столкнуться в своем развитии, поступательно движется в одном направлении: к межнациональному согласию и сотрудничеству, свободе личности и демократии, справедливости и гуманизму, сохранению своего культурного наследия. С этим невозможно не считаться: разумной альтернативы нет.
Автор:Тарасов Иван
Читайте нас: