От редакции. 5 апреля делегация из Башкирии посетила космодром «Байконур» и побывала на старте космического корабля «Юрий Гагарин», который доставил на МКС экипаж из трех космонавтов. Им предстоит проработать на орбите более пяти месяцев и провести торжественные мероприятия, связанные с 50-летием полета в космос Ю. Гагарина. Делегацию из республики составили не только официальные лица, но и наши школьники и студенты – победители олимпиад и различных конкурсов, финалисты социального форума, отличники и спортсмены…
6 апреля «ОЭГ» опубликовала репортаж Г. Набиевой с места событий. Сегодня своими впечатлениями от поездки делится Руслан Рахимов. Закончив работу с микрофоном и камерой, тележурналист представил нашим читателям свое представление о Байконуре, чтобы в День космонавтики они смогли не только порассуждать на юбилейно-космическую тему, но и сравнить два взгляда на запуск одной ракеты… ...Перед самым стартом в международном терминале аэропорта «Уфа» выяснилось, что двое школьников лететь в соседний Казахстан не могут: они пришли на регистрацию со свидетельствами о рождении, но буквально накануне ребятам исполнилось 14 лет, а значит, им положено иметь паспорт. Подростки, конечно, расстроились: не каждый день выпадает шанс увидеть космонавтов и старт ракеты. Многие вообще признавались, что до конца не верили в то, что эта поездка осуществится. Все это казалось нереальным. И вдруг – мечта начала рассыпаться на глазах. Обидно вернуться домой из аэропорта несолоно хлебавши.
Проблему пришлось решать заместителю начальника ГУ МЧС России по РБ Дамиру Канзафарову. Только благодаря тому, что самолет был чартерным, а сама поездка носила характер правительственной, ребят на борт допустили. Правда, с некоторой опаской: выпустит ли их обратно Казахстан? И все же рискнули.
Лететь до Байконура оказалось ближе, чем до Москвы – всего полтора часа. Но пейзаж изменился радикально: в Башкирии иллюминатор показывал белые поля, в Казахстане стал показывать красные - пустыню. Снег там был, но растаял еще в середине марта. Местами еще сохранились лужи. Время там наше – уфимское. Аэропорт называется «Крайний» и ничего интересного не представляет: бетонный ангар длиной метров в пятьдесят и шириной в десять метров: из двух рамок-металлоискателей одна не работает, туалет на улице…
Сразу по прибытии глава делегации, вице-премьер Правительства Башкортостана Юрий Пустовгаров предупредил ребят, чтобы не пили воду из-под крана – в Казахстане она может быть опасной для желудка. Повезли в город. Дороги хорошие. Как рассказал водитель, строили их еще советские военные в 60-е годы: сначала бетонка, потом асфальт – иначе дорога просто рассыпалась бы в условиях песчаной пустыни. Пейзаж безжизнен и непривычен, а потому интересен – деревьев мало, почти нет. Температура воздуха днем плюс 19, ночью 0, почки на деревьях уже распустились, но листочков еще нет…
Байконур – красивый город. Но не с точки зрения архитектуры зданий – здесь в основном «хрущевки», а из-за обилия различных памятников, стел и монументов. Тут их великое множество: основателям города, покорителям космоса, лично Гагарину и Королеву, погибшим космонавтам, макеты ракет и тому подобное. Если поставить себе задачу сфотографироваться у каждого памятника – можно сделать около сотни снимков. Удивил вдругАнатолий Бондарук. Оказалось, что член Совета Федерации от нашей республики служил в космических войсках и хорошо разбирается в ракетостроении! У установленного в центре города корабля «Восток» он рассказал школьникам, как управляется эта махина и чем она заправляется! Оказалось, что Башкирия не только снабжает космонавтов медом, но и изготавливает топливо для некоторых видов космических ракет – этим занимаются салаватские нефтехимики.
Космическое топливо, рассказала экскурсовод, очень токсично. В 1960 году 24 октября случилась трагедия: у ракеты Р-1 преждевременно запустились двигатели второй ступени. В результате – взрыв и пожар. На месте погибли 74 человека, около 30 позже скончались в больнице – от ожогов дыхательных путей. Космос – это сфера высоких технологий, где цена ошибки – человеческая жизнь…
В Байконуре живет 62 тысячи человек. Население городка преимущественно трудится на Роскосмос. Город при этом растянут на большой территории: чтобы пострадавших было меньше, если с неба будут падать осколки несгоревших ступеней ракет. Средняя зарплата горожан, по их словам, – 23-25 тысяч рублей. Выше, чем в среднем по России. Поэтому уезжать отсюда никто не хочет, хотя город уже 20 лет не развивается: последнее здание здесь было построено еще в 1990-е годы.
Улицы широкие – сплошные проспекты. В каждом дворе – детская площадка и куча ребятни. На первый взгляд, преступности на Байконуре тоже быть не должно: ведь живет, в основном, интеллигенция – ученые, военные, инженеры.
Удивительно и бросается в глаза: водители здесь очень четко соблюдают правила дорожного движения! Если едет машина с мигалкой – встречные и попутные автомобили сразу съезжают на обочину и останавливаются… Поначалу это очень непривычно. С другой стороны, понятно – а вдруг авария на космодроме? Мешать спецмашинам в такой ситуации нельзя!
Кроме памятников, в городе десятки музеев, посвященных космосу. Самый большой – в местном Дворце культуры. Заведующая с ходу огорошивает вопросом: «Ребята, как вы думаете, какими двумя достижениями может сегодня Россия гордиться больше всего?» На память почему-то приходят водка и валенки. Но правильный ответ, оказывается, Космос и Калашников.
Несмотря на то, что Россия до сих пор впереди планеты всей в части космической, об этом школьники, оказывается, мало что знают. Нам рассказали, что именно на российской МКС работают сегодня и французы, и китайцы, и американцы. Что наш «Буран» оказался успешнее их «Шаттла». И много другого, что могло бы пробуждать патриотизм еще в школе – если бы об этом знали и говорили учителя.
Студентов удивило, что до космической станции космонавты летят в ракете практически в позе эмбриона. Несмотря на то, что размеры ракеты могут достигать сотни метров в длину, 95 процентов занимают топливные баки и двигатели. Пространства для людей практически не остается. Двое суток они просто лежат в креслах и при стартовых перегрузках, и при невесомости…
Музеи Байконура – идеальное место для воспитания чувства любви и гордости за Родину, за Россию. Сюда бы возить всех школьников страны – чтобы видели и знали, что такое космическая промышленность, могли прикоснуться к костюмам космонавтов, узнать, из чего их шьют и какие технологии применяют. Увидеть, что едят космонавты и как это готовится, как они тренируются к полетам, какие испытания проходят.
Чувство разочарования оставил доклад космонавтов о готовности к полету. Эта церемония традиционно уже 50 лет проходит на той же самой площадке, откуда в апреле 1961года Юрий Гагарин отправился в космос. Тогда о своей готовности к полету к звездам первый космонавт страны докладывал первым людям государства. Александр Самокутяев, Андрей Борисенко и Роналд Гэран выступили тоже перед так называемой государственной комиссией. Но почему-то в ее составе оказались люди, весьма далекие от мира космоса, а скорее, так называемая VIP-тусовка – Оксана Федорова, Павел Астахов, Андрей Макаревич и другие. Все это весьма принизило статус мероприятия...
Но вот мы видим ракету, летящую в космос. Гордость за республику вызвало то, старт ракеты «СОЮЗ ТМА-21» увидели не только две тысячи VIP-персон, но и 130 школьников и студентов из Башкирии. Ни один другой регион такую делегацию на Байконур не отправил.
Наблюдать за ракетой ребята смогли со смотровой площадки на расстоянии более 1 километра. Таковы меры безопасности. Подростки снимали происходящее на камеры мобильных телефонов и кричали «Ура!». Эту поездку они точно никогда не забудут.
После возвращения делегации в Уфу Президент республики Рустэм Хамитов написал в своем блоге, что планирует сделать поездки школьников на Байконур ежегодными.