Почему такой протест у рыбаков-любителей России вызвали последние поправки к Федеральному закону «О рыболовстве»? Да потому что чиновники замахнулись, можно сказать, на последнюю свободную отдушину российских мужиков – бесплатную рыбалку.
…Мой муж, которого, к сожалению уже нет в живых, был заядлым рыбаком. Он мне рассказывал, как в детстве, будучи деревенским мальчиком, ухитрялся ловить рыбу даже в деревянной кадушке с водой. А уж во взрослом возрасте рыбалка для него была его всем: и отдыхом, и спортом, и смыслом жизни. А в лихие 90-е во время кризиса, когда я сидела дома с грудным ребенком и не работала, рыбалка стала для нас и средством пропитания. В выходные мой супруг поднимался до утренней звезды, часа в четыре, садился в электричку и уезжал или на Инзер за хариусом, или на одному ему известное озеро за карасями. Привезенная им рыба была большим подспорьем на нашем семейном столе!
А уж сколько удовольствия и радости мы пережили вместе с супругом, выезжая на самые разные реки и озера нашей республики, сплавляясь на лодках и плотах по Симу, Инзеру, Белой, Юрюзани! Какой интересной и захватывающей была рыбалка на хариуса на хрустальных перекатах Зилима, Инзера и Белой! Муж начинал готовиться к ней заранее. Еще зимой. Искал какие-то специальные блесна. Делал мушки из своих и моих волос. Закупал удочки и спиннинги. Это был целый ритуал в предвкушении счастья.
Когда он рыбачил, то мог не спать и не есть сутками напролет, проходил по берегу в поисках рыбного места десятки километров. Сидел на берегу часами, поджидая свою рыбацкую удачу.
А сколько было удивительных рассказов про коварных и хитрых щук, которые то уходили от него, то попадались на спиннинг с откушенным его же крючком и блесной, про то, как они - рыбак и рыба - старались обхитрить друг друга!
Словом, это было настоящее счастье, которое ни за какие деньги не купишь! И вот это счастье у двадцати миллионов российских рыбаков-любителей хотят отобрать чиновники, проталкивающие свои поправки к закону «О рыболовстве». Согласно этим поправкам, рыбалка на водоемах, отданных в аренду частным собственникам, должна стать платной. По хитромудрым замыслам чиновников от рыболовства, доходы в государственный бюджет в целом от индустрии популярного рыболовства могут быть в три раза выше, чем от промышленного.
В принципе, они ориентируются в этом на западные страны, а также на Америку и Канаду, где деньги – превыше всего.
Слышала, что в Германии человек может заплатить штраф даже за срезанный гриб, а в Канаде есть специальные полицейские, которые в бинокли выслеживают незаконных рыбаков и штрафуют их на сто долларов за каждую пойманную рыбу. Но это ведь совсем другие страны, с другим менталитетом, с другим образом жизни и уровнем достатка! Там люди могут жить на государственное пособие, не работать и быть при этом сытыми и обеспеченными всем необходимым. У нас же во многих деревнях, где сельчане порой годами не видят наличных денег, а живут за счет собственных огородов и подножного корма в виде грибов, ягод, рыбы – введение таких поправок антинародно!
Впервые за последние двадцать лет протест не по абстрактным политическим мотивам, а по конкретному ущемлению прав значительной группы россиян обрел такие масштабы. Напомним, акции протеста прошли в 15 городах России.
У нас в Башкирии каких-либо выступлений по поводу поправок к закону «О рыболовстве» не было.
«Общественная электронная газета» попросила прокомментировать ситуацию начальника отдела контроля, надзора и охраны за водно-биологическими ресурсами и средой обитания Агентства по рыболовству Российской Федерации по Республике Башкортостан Шамиля Аюпова.
- У нас не было никаких перегибов в этом плане, поэтому все спокойно. Совместно с Министерством природопользования и экологии мы отслеживаем ситуацию.
Сейчас в республике делаются попытки для организации любительской и спортивной рыбалки. Для этого выделены 25 водоемов, которые планируется сдать в аренду под рыбопромысловые участки. Конкурс на эти водоемы пока еще не проводился.
Это никак не затронет интересов рыболовов-любителей республики и населения. Должна быть альтернатива. Многие сегодня хотят комфортных условий для рыбалки, чтобы были подъезды и подходы к водоемам, чтобы рыба ловилась гарантированно. К тому же за водоемами надо следить: чистить их, зарыбливать.
Под промысловое рыболовство в республике передано 1,3 процента от всех водоемов (имеются в виду только озера). О реках пока нет и речи. И Правительство, и Президент Башкортостана у нас категорически против того, чтобы отдавать реки в аренду. Реки должны оставаться водоемами для общего пользования.
В дальнейшем планируется естественные водные объекты около больших городов не отдавать под промысловое рыбоводство, чтобы они оставались в общем пользовании и чтобы население было довольно.
Совсем другое дело - пруды. По закону эти искусственно созданные водоемы могут быть переданы как в управление федеральным, муниципальным органам, так и физическим лицам. Арендаторы сами должны организовывать охрану этих водоемов. А браконьерство и рыбная ловля на них по закону расценивается как хищение собственности.
По мнению Шамиля Сулеймановича, каждый водоем должен «работать», то есть зарыбливаться и обеспечивать рыбой население республики:
- Регулярный отлов рыбы способствует сохранению здоровый биологической среды и решает проблему зараженности рыбы различными заболеваниями. Нет лова - нет обновления.
Шамиль Аюпов считает также, что в республике возникла насущная необходимость создать общество рыболовов-любителей, которые бы отстаивали свои интересы.
- Уже появились серьезные люди, готовые идти в бой. Я думаю, надо закрепить за ними водоемы общего пользования, чтобы они следили за их очисткой, зарыбливали их,- высказал мнение главный рыболов республики.