Все новости
Общество
23 Марта 2011, 18:15

Фенольное поколение

И снова конец марта. Каждую весну в это время я с ужасом вспоминаю фенольную катастрофу в Уфе и, честно говоря, всегда боюсь ее повторения.

Фото с сайта www.kp.ru
Фото с сайта www.kp.ru
И снова конец марта. Каждую весну в это время я с ужасом вспоминаю фенольную катастрофу в Уфе и, честно говоря, всегда боюсь ее повторения. Я вспоминаю, как из водопроводного крана вдруг потекла некая отвратительно воняющая жидкость, которую водой и назвать-то нельзя было. Мы все пили эту жидкость и недоумевали – в чем дело? И лишь через неделю после изменения воды в южном водозаборе городские власти объявили о так называемой фенольной катастрофе. С уфимского предприятия - производственного объединения «Химпром» произошла утечка фенола, который попал сначала в реку Шугуровка, а затем в Уфимку и в водопроводную воду. Предельно допустимые концентрации фенола в водопроводной воде были превышены в 30 раз. Но мы пили эту воду, поскольку власти Уфы не предупредили горожан об опасности.
Люди попадали в больницы со странными симптомами отравления. Но диагноз «отравление фенолом» врачам строго настрого запретили ставить. Лишь позже мы узнали, что от фенола в водопроводной воде в южной части города пострадало около 2/3 всех уфимцев.
Я была тогда беременна вторым ребенком. И как только власти объявили о попадании фенола в воду, муж отправил меня и старшего сына в Крым к своим родителям. Но, видимо, я все-таки успела хватануть приличную дозу отравляющего вещества, что сказалось и на моем сыне. Каждый год ближе к весне его кожа на локтях покрывается болячками. Врачи поставили диагноз – нейродермит. У подруги, которая всю фенольную эпопею пережила в Уфе, также будучи беременной, сын и вовсе сильно пострадал. Отравление ударило по нервной системе ее ребенка. Нет слов пересказать, как она намучилась с ним, пока он вырос. Сейчас ее сын уехал жить в Канаду подальше от родины-матери, обернувшейся злой мачехой.
Выросло уже целое поколение фенольных уфимских детей, которым сегодня по 19-20 лет. И, наверняка, у каждого из этих молодых людей есть повод пожаловаться на свое здоровье...
Я помню картину известного уфимского художника Сергея Краснова, на которой он нарисовал воду в полиэтиленовом мешочке. Эта картина была написана за несколько лет до фенольной трагедии в Уфе. Наверное, художник интуитивно предвидел, как уфимцы будут выстраиваться в очереди за чистой водой с бидончиками, ведрами и полиэтиленовыми мешочками.
В то время на волне народного возмущения родилось мощное экологическое движение. В Уфе собирались многотысячные митинги, выстраивались «зеленые цепочки». Тогда мы еще почти ничего не знали о гораздо более серьезной опасности, которая исходила от «Химпрома», а именно о диоксиновом отравлении города. Диоксины являются абсолютными супертоксикантами и не выводятся из живого организма. Превышение в уфимской воде этих супертоксикантов иногда достигало чудовищных размеров. Об этом уфимцам рассказал «зеленый профессор» Марс Гилязович Сафаров. Диоксиновая проблема до сих пор в Уфе не решена. Но это - отдельная большая тема для разговора. И об этом я напишу в своем следующем материале.
Автор:Гафурова Светлана
Читайте нас: