Все новости
Новости
11 Февраля , 08:00

Как игрок «Салавата Юлаева» стал призером чемпионатов мира и забивал в НХЛ

Валерия Шахова. ИА «Башинформ».
Фото: Валерия Шахова. / ИА «Башинформ».

В мире хоккея Александра Семака знают не только как игрока, но и как тренера. В конце 1980-х годов он был выбран клубом «Нью-Джерси Девилс», за который выступал три года после распада СССР. Также играл в НХЛ за «Нью-Йорк Айлендерс», «Ванкувер Кэнакс», а затем за немецкий «Фрайбург» и в российском чемпионате в составе российских команд — «Салавата Юлаева», московского «Динамо», череповецкой «Северстали», подмосковного ХК МВД.

За 289 матчей в североамериканской лиге он забросил 83 шайбы и сделал 91 результативную передачу.

В составе сборной СССР Александр Семак завоевывал на чемпионатах мира медали разного достоинства: в Австрии (1987) — «серебро», в Швейцарии (1990) — «золото», в Финляндии (1991) — «бронзу». Богатый опыт хоккеист использовал в тренерской работе в молодежной команде «Толпар» и на руководящей должности в женской команде «Агидель». Под его руководством «Толпар» в сезоне 2009-2010 годов получил бронзовую медаль чемпионата МХЛ. Когда он работал спортивным директором в «Агидели», команда трижды выигрывала Кубок ЖХЛ.

В преддверии юбилея Заслуженного мастера спорта СССР, Заслуженного тренера России корреспондент «Электрогазеты» побеседовал с Александром Семаком.

В хоккей он начал играть еще в первом классе, выступал за сборную школы. С 10 лет стал ходить в спортивную школу «Салавата Юлаева». Его пригласил Емелин Анатолий Николаевич. Так дошел до команды мастеров. В 16-17 лет стал на постоянной основе играть. Во время службы в армии выступал за московское «Динамо».

— В вашей богатой биографии было много хоккейных клубов, за которые вы выступали. В каком российском и зарубежном клубе вам было наиболее комфортно играть или где более уверенно себя чувствовали?

— Выделил бы три клуба («Салават Юлаев», московское «Динамо» и «Нью-Джерси Девилс»), где себя больше проявил. 

— Тяжело ли было адаптироваться в НХЛ? С какими сложностями сталкиваются хоккеисты, когда оказываются в североамериканских командах?

— Адаптация заняла какое-то время. Конкуренция. В командах НХЛ сложились своих микроколлективы (американцев, канадцев). Не все игроки рады, что их место занимает новичок, например, парень из России.

Мне повезло, что в команде были Вячеслав Фетисов и Алексей Касатонов. Они помогли адаптироваться, подсказывали, объясняли различные нюансы, как в игре, так и в быту.

— Тренировки сильно отличались?

В СССР в то время «брали» за счет тренировочного времени, могли проводить по три-четыре тренировки в день. В НХЛ тренировки более интенсивные, проходят на скорости (броски, передачи), все более сжато, потому что профсоюз не разрешает более трех часов тренироваться. Если в Советском Союзе могли тренироваться по шесть часов, то в североамериканской лиге всего три часа, из этого времени полчаса уходит на переодевание, тренировка проходит максимум полтора часа. Вторую половину дня хоккеист свободен. В Америке проходят более щадящие тренировки. Игрок стоит денег, поэтому его берегут. Он может получить травму и во время матча. В СССР могли навязать встречную силовую борьбу, ударить в спину.

— За счет меньшего времени на тренировках, наверное, можно было потерять спортивную форму?

— Наоборот, выложился в час, отбегал (час на льду, полчаса в зале) и больше сил на восстановление. Считаю, час тренировок по пять-шесть раз в неделю, включая игры, достаточным для мастеров.

В Северной Америке игр больше было, в Советском Союзе было по 44, а там 82 плюс матчи плей-офф. Следовательно, в НХЛ было больше игровых дней и меньше тренировочных. На матчах было намного больше силовой борьбы: в играх надо было «убивать» себя, соперника.

К новому стилю нужно было привыкнуть, адаптироваться. У кого-то этот процесс быстро проходит, были и такие, кто не смог подстроиться и возвращались обратно.

Первым русским было тяжело в НХЛ, через года два-три американцы и канадцы привыкли, увидели, что приехали не какие-то коммунисты, а нормальные ребята, такие же, как они.

— Вы трижды становились призером чемпионата мира (1987, 1990 и 1991 гг.). Какой матч запомнился?

— Памятен последний матч, когда я забросил шайбу, которая стала последней в истории сборной СССР на чемпионатах мира. Это была игра со шведами, в которой мы уступили 1:2. Тогда плей-офф не было и победитель определялся по набранным очкам.

— Как вы считаете, лучше, чтобы победитель определялся в играх плей-офф или по очкам?

— Плей-офф интереснее смотреть. Когда победитель определяется по очкам, то команда может завоевать это звание за несколько туров до конца чемпионата, как раньше это делал московский «ЦСКА». Плей-офф дает шансы на завоевание титула другим командам. Интрига и дополнительные игры для зрителей.

— Насколько оправданно, кроме мужской команды, выступающей в КХЛ, иметь женскую? Нужны ли детские хоккейные школы девочек или же можно обойтись приглашением хоккеисток из других клубов и городов?

Государство должно давать равные возможности и мальчикам, и девочкам. Если девочка хочет играть в хоккей, значит, надо дать ей возможность. Многое зависит от региональных властей. Содержание женской команды равно годовой зарплате игрока команды КХЛ, еще и не из первой пятерки московского «Динамо» или ярославского «Локомотива».

К женскому хоккею складывается предвзятое отношение. Многие девочки хотят играть. Это не такой травмоопасный вид спорта, как гимнастика или фигурное катание. Сейчас экипировка хорошая, все защищает.

Женский хоккей — олимпийский вид спорта. В последние два года заметно изменилось качество игры. Нижний Новгород перестал содержать команду. В ЖХЛ перестала выступать китайская команда «КРС Ванке Рэйз», за которую выступали лучшие хоккеистки мира — из Швеции, Финляндии, Канады. Соперничество двигало игру вперед. Сейчас скорости упали, у игроков пропал стимул. Раньше соперник заставлял напрягаться, играть в полную силу, была силовая борьба.

Когда женская сборная России возвратиться на мировую арену, можно будет увидеть изменения, которые произошли не в лучшую сторону.

— На игры женских команд, наверное, все равно будут меньше ходить, чем на мужские?

— Все зависит от качество хоккея. В Канаде два года назад открыли женскую лигу. Посещаемость в среднем составляет восемь-десять тысяч человек. На один из матчей пришло 20 тысяч зрителей. Если в лиге собраны лучшие игроки мира, на их матчи интересно посмотреть. Реклама, телевидение, спонсоры приносят доходы.

На матчи «Агидель», когда она встречались с китайской командой, играли в касание, были высокие скорости, приходило много зрителей, особенно на матчах плей-офф.

Надо, чтобы в женском чемпионате появились московские команды, тогда внимание возрастет к ЖХЛ. Еще больше конкуренция на площадке будет, если, кроме московских команд, будут играть клубы из крупных городов, хотя бы миллионников, например, Казани, как в КХЛ. Тогда найдутся и любители женского хоккея.

— Почему в Москве все-таки не создают женские команды?

— Женский хоккей считают несерьезным делом. В Москве и Подмосковье много девочек занимаются хоккеем. Когда они подрастают, их на выгодных условиях приглашают команды ЖХЛ. От этого выигрывают и те, кто поставил детей на коньки, научил играть в хоккей. В прошлом году девушки поехали в Красноярск («Бирюса»), Челябинск («Белые Медведицы»), Уфу («Агидель»), в Московскую область («Торнадо»).

Раньше активно женский хоккей развивался в Нижнем Новгороде, но сейчас там прекратилось финансирование. Прежде на юношеских соревнованиях их спортсмены занимали призовые места, сейчас они скатились на пятые-восьмые. В Нижегородской области было несколько школ, в том числе в Нижнем Новгороде, Дзержинском, из лучших игроков формировалась сборная области. Потом решили сосредоточиться только на мужском хоккее. В результате много девочек лишилось возможности играть в хоккей, они мечтали попасть в СКИФ (переименовали в «Торпедо»).

В Екатеринбурге выделяют хорошее финансирование на развитие хоккея девочек: есть школа олимпийского резерва, выделяется жилье, организуется питание, в комфортных условиях проводятся тренировки.

Александр Семак отметил, что от отстранения российской сборной хоккеисты многое потеряли, особенно это касается женского чемпионата. Хоккеисты молодежной сборной имеют хороший уровень, многие ребята выступают в ВХЛ и КХЛ. Из-за отсутствия серьезных игр в первое время у молодых спортсменов может «просесть» результат, может сказаться нехватка опыта, волнение.

— В новогодние праздники было интересно смотреть молодежный чемпионат мира с участием российской сборной. Ребята демонстрировали более живой, яркий, энергичный хоккей, — сказал Александр Семак в завершение беседы.

Автор: Владимир Шакиев
Читайте нас