В преддверии Нового года и в новогодние праздники хочется верить в добрую зимнюю сказку. Настроение располагает, и многое воспринимаешь по-другому. С особым уважением и интересом отношусь к мастерам и умелицам, которые своими творческими работами пробуждают светлые чувства. И с удовольствием каждый год посещаю декабрьскую выставку «Уфа. Арт. Ремесла. Сувениры», на которой всегда много разного и интересного.
В этот раз моим вниманием завладела Рамиля Талипова, изготавливающая ватные игрушки. Мастерица рассказала, как у неё появилось увлечение в жизни.
Ее маму поразило заболевание, сковавшее память тяжелым панцирем. И это особенно было чувствительно для Рамили Гиндуловны. Однажды она взяла в руки мягкую и белоснежную вату, с которой все переживания показались такими далекими, как будто находятся на другой планете за сотни тысяч километров. Вата приглянулась и ее маме, которая с удовольствием стала мять небольшой комок в руках. Каждой прикосновение пробуждало в памяти искры прошлого. Внутреннее сияние поддерживало огонь жизни. С тем и жили без малого десяток лет бок о бок мать и дочь.
За время их совместных посиделок теплые воспоминания детства превратились в руках дочки в душевные ватные игрушки. Так Рамиля Гиндуловна и проводила время, образовавшееся в большом количестве после ликвидации предприятия, на котором она работала почти 30 лет. Ей помогали дочки - сначала они ей подарили ватную игрушку, потом купили дорогой мастер-класс, сказав, что мастерить эти игрушки весьма увлекательно. После они принесли краски и кисточки.
– Любовь к ватным игрушкам мне привили дочери, – призналась Рамиля Гиндуловна и сказала в беседе, что во время ее работы и мама изменилась, стала добродушной. – Через вату нашла подход к больному человеку.
Первой ватной игрушкой была девочка в полушубке. Ее отдала дочери. Потом сделала такую же игрушку для второй дочери, потом для друзей и знакомых. Так появилось желание творить и делиться творческими работами.
– Три года только дарила игрушки. Делала и дарила, – рассказала «Электрогазете» мастерица из Уфы Рамиля Талипова. – Если пять девочек из ваты сделала, то детям пятерых подруг подарила. По одной никогда не мастерила, знала, что надо подарить двум дочкам и подругам. Техника становилась лучше и лучше. Потом получилось так, что дочь дозвонилась до ВДНХ-ЭКСПО и договорилась об участии в выставке. Когда первый раз выставлялась, мне было стыдно. Думала - кто же это брать будет? Мне оплатили три дня выставки, а я за один день продала все игрушки.
– Какие фигурки больше всего нравится делать?
– Сложно сказать, потому что в любую игрушку вкладывается душа. Когда верчу в руках основу игрушки - проволоку, спрашиваю у нее: «Кем ты хочешь быть – мальчиком или девочкой?». Запускаю партию мальчиков, и все они разные. И говорю: «Ты будешь снеговиком, ты – с машинкой, ты – с собачкой, ты – с мишкой». Я уже с ними разговариваю. В проволоке вижу, кто у меня получится.
Рамиля Талипова рассказала о технологии изготовления игрушек. Сначала надо сделать «скелетик» из проволоки, на который наматывается вата. Затем заготовка обрабатывается клейстером. Чтобы сделать личико, покупаются молды (формочки) и заливаются либо гипсом, либо самозатвердевающей глины, либо запекаемой глины. Фигурке из ваты придается подвижность (сидячее, бегущее или иное положение), после этого делается из ваты одежда и обувь – летний или зимний вариант. Волосы у игрушки изготавливаются из ваты, ниток или распущенной атласной ленты.
Сейчас мастерица осваивает изделия из папье-маше.
– Зверей недавно начали мастерить?
– Это мои первые игрушки (котята, лисята, зайчата). Мишек раскупили. На следующий год на выставку придете, посмотрите, уровень будет выше.
– Что к Новому году приготовили?
– Снеговиков, снегурочек. Тоже из ваты.
– Что вдохновляет?
– Люди, которые фотографируют на выставке мои игрушки. Когда мне говорят добрые слова о моих изделиях, мне хочется продолжать свое любимое дело.
– Тяжело расставаться с игрушками?
– Первые образцы игрушек не продаю. Словами выразить сложно, сколько я в них вкладываю. У них есть сердечко. Это мои игрушки. Мне хочется дальше развиваться. Я должна зарабатывать на мастер-классы, на краски, на вату, не из семейного же бюджета пенсионера тянуть. И я делаю на продажу. Но если в игрушку не вложить душу, она никогда не продастся, и у людей не будет радостных лиц при покупке.
– Через интернет тоже продаете?
– Нет. В интернет не выкладываю. Не могу продать игрушку, не увидев человека, который покупает. Мне надо знать, что человек купил игрушку, и её аккуратно положат в коробку и будут отдельно хранить.
– Если поймете, что человек будет плохо обращаться с игрушкой, то не продадите?
– Такие люди не купят их.
– Какие еще игрушки хотите сделать?
– Если бы мне было лет 45 или 50, когда было хорошее зрение, не было разных «болячек», я бы, наверное, все перепробовала бы. Когда же седьмой десяток, себе говоришь: «Стоп! Делай, что делаешь». Вот у меня появились новые игрушки из папье-маше. Все равно я каждый год покупаю новые мастер-классы и не стою на месте.
Пока мы разговаривали, подошел мужчина лет 50. Днем ранее он купил фигурку кота в сапогах.
– Я договорился с Рамилей Гиндуловной, что она будет делать для меня мультяшных персонажей. Буратино у мастерицы из Самары заказывал. Также она сделала мне Незнайку. Уже собран весь комплект героев мультфильма про Винни-Пуха. Когда внуки появятся, чтобы было понимание, какие игрушки висят на елке, и какие книжки нужно читать, – поделился посетитель выставки и добавил, что уже лично договорился с тремя мастерицами. С перепиской дело обстоит сложнее: не все отвечают.