Все новости
Новости
15 Февраля , 08:00

«Тогда не думали, что убьют»: уфимец рассказал об участии в боевых действиях в горячей точке

со страницы Дмитрием Глушко в соцсетях.
Фото:со страницы Дмитрием Глушко в соцсетях.

15 февраля исполняется 36 лет со дня окончательного вывода советских войск из Афганистана. На десятилетие растянулся военный конфликт в дружественной нам стране. Молодые ребята, пройдя срочную службу в армии, сразу после учебки отправлялись в одну из горячих точек на планете. В преддверии памятной даты в беседе с «Электрогазетой» воспоминаниями поделился председатель регионального отделения Российского союза ветеранов Афганистана, член Общественной палаты РБ Дмитрий Глушко.

Он рассказал, что в Афганистане оказался 5 августа 1985 года, когда вовсю шли боевые действия.

— Мы знали, куда едем. Я попал на территорию Афганистана после учебного подразделения ВДВ. Учебка была возле Ферганы. После двух с половиной месяцев подготовки я сначала оказался в Кабуле, затем в Гардезе и в Бараки.

Я служил в подразделении отдельной 56-й бригады в третьем батальоне девятой роты, был стрелком-гранатометчиком, потом — снайпером, командиром отделения и заместителем командира взвода. Службу закончил 13 мая 1987 года. С 6 августа 1985 года по 13 мая 1987 года находился на территории Афганистана. У меня были ребята, которые служили ровно два года. Нам многое пришлось вытерпеть: и жару, и холод, и голод. Мы верили только в хорошее и надеялись только на лучшее.

— Родители знали, куда вы отправляетесь?

— Мои отец, мама и другие родственники знали. Но зачастую родители узнавали о том, что их дети были в Афганистане, только по возвращении ребят домой. Бойцы писали родным, что служат в Германии, Монголии или других странах.

С одной стороны, я не скрывал, где служу, с другой стороны — не кичился этим. Главный страх был не доставить боль своим родным и близким. Как командир отделения и заместитель командира взвода старался беречь своих бойцов.

— За два года службы что вам больше всего запомнилось?

— Мы все рвались в бой. Когда мы только приехали, нас не брали с собой в сопровождение колонны. Говорили, чтобы мы осмотрелись. Сначала включали в караул, и только потом в сопровождение колонны. В первый обстрел колонны стоишь на дороге, как на площади, и не знаешь, откуда прилетит. При этом нужно быстро сориентироваться: не потерять из вида командира, однополчан. Также надо понять, что от тебя требуется, когда повсюду стреляют из автоматов, огонь ведется из танков, и в ушах страшно звенит. Тогда не думали, что убьют. И говорили: что будет, то и будет.

Я участвовал в нескольких армейских операциях, десантировался с вертолета, совершал марши по пустыне: когда едешь на технике, и из-за пыли ничего не видно.

Хотел подчеркнуть, что мы не воевали с народом Афганистана, мы воевали с теми, кто стрелял в нас. Жителей Афганистана старались беречь. Был случай, когда мужчину без оснований хотели признать душманом и наказать. При нем не было оружия. Тогда я был молодым солдатом, не знаю, был ли прав, но добился, чтобы его отпустили. Он сел на свой велосипед и дальше поспешил по своим делам. Детям раздавали остатки своего сухпайка (консервы, галеты, сахар), который оставался после возвращения с боевых операций.

Это было не только в нашем подразделении, а повсеместно, по всему Афганистану.

— За участие в боевых действиях были награждены?

— Представлялся несколько раз. На сегодняшний день подтвердить представление нет возможности. Но это не самое главное. Главное, что бойцы, которые были в моем подчинении, остались живы, и мне не пришлось вместе с командиром взвода писать письма родителям погибших. Самая большая награда — это Божья милость, что я вернулся живым и здоровым.

со страницы Дмитрием Глушко в соцсетях.
со страницы Дмитрием Глушко в соцсетях.
со страницы Дмитрием Глушко в соцсетях.
со страницы Дмитрием Глушко в соцсетях.
со страницы Дмитрием Глушко в соцсетях.
со страницы Дмитрием Глушко в соцсетях.
Фото:со страницы Дмитрием Глушко в соцсетях.

— Ранений удалось избежать?

— Ранений не было. Два месяца в госпитале лечился от гепатита. Многие военнослужащие подорвали здоровье, перенеся инфекционные заболевания — тиф, гепатит, малярию и другие.

— Сильно повлиял на вас Афганистан?

— Перед отправкой в армию я совершил 125 прыжков с парашютом, подтягивался около 20 раз, неплохо бегал стометровку и думал, что морально и физически подготовлен. Попав в учебку в Фергану, понял, что моя подготовка средненькая, хотя я занимался по максимуму. Надо выкладываться по максимуму. Подтягиваетесь 20 раз, делайте все возможное, чтобы выполнить подтягивание 40 раз. Бегаете стометровку за 12 секунд, постарайтесь уложиться в 11 секунд. Не поставите мировой рекорд, но это вам поможет выжить.

На войне понимаешь, что ответственен не только за себя, но и за тех, кто рядом. При этом нужно выполнить боевую задачу и  сохранить жизни.

— Тяжело было привыкнуть к мирной жизни?

— Помогли работа, семья. На войне значительно проще, чем в мирной жизни. Там ставится боевая задача, которую нужно выполнить, и мы ее выполняли.

— Кто-нибудь вас поддерживал, помогал?

— Когда я начинал работать, у меня был старший товарищ Соловьев Александр Владимирович. Он не участвовал в боевых действиях в Афганистане. Он — бывший комсомольский работник, который правильно и достойно выполнял свою работу в должности заведующего отделом оборонно-спортивной массовой работы обкома ВЛКСМ. Он и другие бывшие партийные работники, как Ирек Ялалов, подтянули ребят через комсомольскую организацию и дали возможность проводить соревнования, работать с детьми. Благодаря этому, первый в России памятник афганцам появился в Стерлитамаке. Потом мы заняли первое место в СССР по военно-патриотическому воспитанию. Власти видели наш потенциал, давали нам работать. Войсковые части нам доверяли оружие. Благодаря Александру Владимировичу и комсомольской организации мы заложили много хороших традиций. В день пограничников, день ВДВ стали устраивать показательные выступления для жителей республики.

Дмитрий Глушко рассказал, что вместе с другими воинами-интернационалистами посетил Афганистан через 20 лет после вывода из страны советских войск.

со страницы Дмитрием Глушко в соцсетях.
со страницы Дмитрием Глушко в соцсетях.
Фото:со страницы Дмитрием Глушко в соцсетях.

— В 2011 году представилась возможность побывать в Афганистане. Нам интересно было, чем живет страна спустя долгие годы. Мы нашли ее совсем другой.

В Афганистане погибли 343 уроженца Башкирии. В память о них мы установили табличку на перевале Саланг. В этот раз мы попытались рассмотреть страну, узнать о ней больше. Когда служили, у нас не было такой возможности.

Кстати, местные жителями часто спрашивали: когда Россия снова придет к ним с гуманитарной миссией, как в советское время. Почти все дороги в Афганистане были построены нашими специалистами. Тоннель Саланг тоже был возведен нашими метростроевцами. Школы, предприятия, жилые дома были построены советскими строителями. Местные жители говорили: «Вернитесь! С вами можно было разговаривать, американцы не хотят вести диалог. А вы — наши соседи». И вспоминали советские республики — Таджикистан, Узбекистан, Туркмению и другие.

Дружеские отношения можно строить в сфере торговли, культуры, спорта. В сфере торговли и культуры возникают определенные сложности, а вот спорт, безусловно, может объединить разные народы. Тогда и решили провести футбольный матч дружбы, хотели, чтобы на площадку вышли с одной стороны воины-интернационалисты, а с другой — моджахеды. В итоге получилось так, что воинам-интернационалистам противостояла олимпийская сборная Афганистана. Игра состоялась в 2013 году. Несколько человек в российской команде представляли республику: Андрей Николаенко, Александр Крупский, Ирек Сафаров, Ильдус Баталов, Игорь Федотов, Игорь Князев, Ренат Ямалиев.

Победный гол на стадионе в Кабуле забил Александр Крупский, награжденный орденом Красной Звезды за участие в боевых действиях в Афганистане. После этого состоялось еще несколько матчей дружбы, в том числе в Уфе, в Казани и в Крыму.

В спортивном проекте приняли участие ребята из Москвы, Новосибирска, Омска, Кемерово, Казахстана. Это был хороший проект, который поддержал Российский союз ветеранов Афганистана вместе с Францем Адамовичем Клинцевичем и Александром Николаевичем Разумовым.

С приходом к власти в Афганистане талибов проект приостановлен. Будем ждать лучших времен, когда нормализуется общественно-политическая ситуация.

— Знаю, воины-интернационалисты участвуют в спецоперации и всячески помогают фронту. Расскажите, пожалуйста, поподробнее.

— На сегодняшний день очень много афганцев находятся в зоне СВО. Больше 120 воинов-интернационалистов и сейчас находятся в боевом строю. Командир взвода в Афганистане Андрей Павлович Мигунов за участие в спецоперации удостоен звания Герой России. Он возглавлял танковый батальон имени Зорина. Много воинов-интернационалистов были награждены за боевые заслуги в зоне СВО. Орденом Шаймуратова награждены Ринат Ильдусович Мазитов, Ильдус Альтафович Баталов. В полку «Башкортостан» служат 30 участников войны в Афганистане.

Российский союз ветеранов Афганистана, не имея дотаций от органов власти, отправил в зону СВО более 80 единиц полноприводной военной техники, включая мотоциклы, машины «УАЗ», «Нива», «Урал», «ГАЗ-66» и автобусы. Это дало толчок к тому, что вся республика начала помогать нашим бойцам выполнить поставленные задачи. Танзиль Гильманович Исламов из Благоварского района 50 раз отвозил груз в зону СВО, Рустам Набиуллович Хуснуллин из Салаватского района — 30 раз. В своем дворе Рустам Хуснуллин сварил 30 бань на колесах.

Участники боевых действий в Афганистане своей деятельностью доказывают, что они живы и выполняют полезную и нужную работу на благо общества.

Автор:Владимир Шакиев
Читайте нас: