В центре «Защитник», расположенном в Уфе на базе бывшего детского санатория «Черемушки», ближе к обеду многолюдно. Со всей республики сюда прибывают мужчины, готовые заключить с Министерством обороны РФ контракт на военную службу. Они терпеливо ожидают своей очереди, чтобы пройти медкомиссию. Во дворе неподалеку стоят автобусы «ПАЗ», в которых контрактники проходят флюорографию, ЭКГ и сдают анализ крови.
В разговоре с «Электрогазетой» подробной информацией о наборе на военную службу по контракту рассказал офицер (по тестированию и военно-профессиональной ориентации) пункта отбора по контракту Республики Башкортостан, капитан Султанов Фадис Марсович.
– Последняя отправка в этом году планируется на 31 декабря. Если поступит команда завершить отправки в текущем году 28 декабря, то мы так и поступим. Пока от командования нам не поступала информация о том, как будем работать в новогодние праздники. Дежурный и должностные лица будут на месте. Пункт отбора будет открыт круглосуточно, – проинформировал Фадис Султанов.
– Много желающих в декабре обращаются в пункт отбора?
– Мы полагали, что в последнем месяце 2024 года будет некоторый спад по обращениям. Наши прогнозы не оправдались. Наоборот, звонков стало больше. Количество звонков почти такое же, как и личных обращений в пункт отбора.
В день осуществляется не менее 50 отправок контрактников. Отправки производятся ежедневно без задержек, централизованно. Если заключен контракт с воинской частью и не предусмотрена командная отправка, то он отбывает по военно-проездным документам.
Контрактники прибывают в военные части, и там уже определяется дата, когда они отбывают в учебные центры.
– В какие рода войск, в основном, идет запрос?
– Преимущественно, в ВДВ. У нас есть представители воинских частей, которые сами непосредственно участвовали в боевых действиях в зоне ведения спецоперации. Они объясняют кандидатам, что их может ожидать на передовой, какие могут быть последствия, и как действовать в тех или иных ситуациях.
– Изменяется со временем средний возраст контрактников?
– В первое время ведения спецоперации контракты оформляли взрослые люди от 45 лет и старше. Сработал инстинкт отцовства. Зрелые мужчины считали, что лучше самим отправиться на фронт, чем 18-20-летним ребятам, ровесникам их детей. На сегодняшний день средний возраст кандидатов снизился – до 35 лет. Активно оформляют контракты мужчины 1999-го, 1996 годов рождения, есть даже кандидаты 2006 года.
– С высшим образованием тоже идут?
– Да. Но гораздо больше ребят со средним профессиональным образованием.
Раньше много сотрудников полиции отправлялось на СВО. Некоторые увольнялись из правоохранительных органов и ехали на фронт, были и те, кто вышел на пенсию. Если они занимали командную должность, то ставим командиром отделения. Если человек ранее не служил, но имеет юридическое образование, то мы созваниваемся с войсковой частью, докладываем, что есть кандидат с высшим юридическим образованием. Некоторые подразделения, особенно военная полиция, охотно, сразу, давали согласие взять к себе такого специалиста. Он не только будет держать автомат, но и сможет свои приобретенные навыки и знания в ходе обучения в вузе применить на деле.
В пункте отбора «Защитник» корреспондент «Электрогазеты» побеседовал с жителями республики, заключившими контракт на военную службу. Некоторые из них еще не определились с позывным.
– Стать военнослужащим думал с детства. Сейчас представилась такая возможность. Хотел управлять БПЛА, но иду в ВДВ, – поделился молодой уфимец, выбравший позывной «Инсульт». Он сказал, что учился в колледже, но не закончил учебное заведение. Молодой человек сказал только отцу, куда отправляется. В пункте отбора он подружился с парнем из Благовещенска, который сказал, что также пока не освоил ни военную, ни гражданскую специальность, но хотел бы работать с военной техникой, ему нравится заниматься сваркой.
Мужчина в возрасте 50+ во время срочной службы приобрел военную специальность водителя. После армии окончил техникум связи. Затем работал электриком.
– Дети взрослые. Дочь плакала, говорила, что не отпустит. Сын сразу понял меня: он служил, – сказал житель Салаватского района.
Его ровесник из Салавата работал слесарем. Его дома ждут мама и дети.
– Конечно, не хотели отпускать. Просто молча пошел и все, – поделился один из кандидатов на военную службу по контракту. Он ожидал очереди к врачу и добавил. – Я уверен, что пройду медкомиссию.
Еще один житель Салаватского района рассказал, что ранее работал вахтовым методом на Севере помощником бурильщика скважин. Ранее служил в железнодорожных войсках, умеет водить транспорт.
– Куда направят, там и буду служить, – коротко ответил контрактник.
Житель Агидели рассказал, что раньше не служил и не имеет военно-учетной специальности.
– По телевизору смотрю и вижу издевательство над жителями нашей страны со стороны Украины. Почему я должен в стороне стоять? Долго думал. Сперва надо 1000 раз подумать, надо знать, куда ехать, и что может произойти. У меня все получится: я шустрый. Быстро бегаю, – поделился будущий военнослужащий. Он сказал, что родные положительно отнеслись к его решению.
– Некоторые друзья не приняли мой выбор. «Зачем тебе это?», – спрашивали они. Я сразу от них дистанцировался, – твердо заявил собеседник. Дома его остались ждать брат, жена, дети.