В Башкирии ученые изучают киберислам. В виртуальном пространстве появились свои киберпроповедники. Есть возможность совершить киберхадж, в режиме онлайн прочитать намаз, организовать киберниках и провести онлайн-ифтар. Об этом на пресс-конференции в «Башинформе» рассказала старший научный сотрудник отдела религиоведения Института этнологических исследований имени Раиля Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук Зиля Хабибуллина.
Изучение киберислама проводится в рамках современного научного направления — виртуальной антропологии или киберэтнографии. Исследования сосредоточены в виртуальном пространстве и изучают культуры, народы, религии в цифровом измерении. На виртуальных площадках объединяются народы и религиозные группы, создаются виртуальные сообщества и виртуальные религии, которые имеют свои особенности и отличаются от своих офлайн-версий. Цифровые технологии влияют на религиозные конфессии, видоизменяя их.
Зиля Хабибуллина отметила, что киберпространство формирует новых религиозных лидеров. Такие киберпроповедники известны только в виртуальном пространстве, они не имеют отношения к определенным мечетям и религиозным общинам. Они самостоятельно формируют свой имидж в социальных сетях, показывают свое видение ислама и образа жизни мусульман. Вокруг них формируются огромные общины, до нескольких миллионов человек. Люди ежедневно заходят к ним на страницы, узнают новости.
— Фактически эти блогеры, которые становятся проповедниками. Они оторваны от реальной жизни, функционируют только в интернете. Люди даже перестают ходить в мечети, говорят, что у них есть кибершейх, с которым можно проконсультироваться, — рассказывает Зиля Хабибуллина. — Получается, что основные сведения о религии люди получают из интернета. Формируются огромные религиозные группы в соцсетях. Киберпроповедники становятся влиятельными религиозными авторитетами, к которым прислушиваются многие мусульмане. Этот интересный феномен, который требует исследования.
Зиля Хабибуллина сообщила, что у мусульман появилась возможность совершить киберхажд. Существует масса приложений, которые создаются в Саудовской Аравии. Любой человек, независимо от вероисповедания, может их скачать и совершить хадж по святым местам с подробными комментариями и сурами из Корана. Не все могут позволить себе совершить хадж, это дорогостоящее мероприятие, нужно заплатить порядка полумиллиона рублей. Поэтому популярность онлайн-хаджа растет.
Также, по словам ученой, молодые пары заключают киберниках, держат киберпост, проводят киберифтары. Такие виртуальные обряды стали особенно популярны в период пандемии коронавируса. В Саудовской Аравии есть виртуальные муфтии. Можно зайти на сайт и задать им любой вопрос. Виртуальное пространство используют практически все исламские группы, особенно новые исламские течения.
К сожалению, с помощью интернета продвигаются и деструктивные религиозные течения. Через интернет происходит вербовка. Эта тема также исследуется.
— Мы изучаем и деструктивные группы, которые функционируют в интернете. Они часто используют интернет для того, чтобы перетянуть людей на свою сторону. Особенно часто под влияние попадают женщины. Схема банальная: пишет какой-нибудь красивый молодой человек, признается в любви. Девушки попадают под влияние, уезжают из дома. Интернет дает большие возможности как для позитивного развития религии, так и негативного, — подчеркнула Зиля Хабибуллина.
Доктор юридических наук, профессор, директор ИЭИ УФИЦ РАН Сергей Емелин добавил, что любые идеи — радикальные, экстремистские, которые расшатывают социальные и государственные основы, очень хорошо воспринимаются неподготовленными умами.
— Наши ученые путем своих научных изысканий и просветительской деятельности объясняют людям, чего нужно остерегаться, как противодействовать радикальным проявлениям, в том числе в религиозной среде. Не секрет, что сейчас обострились попытки проникновения вглубь нашего народа для того, чтобы посеять и распространить враждебные идеи. И здесь мы проводим большую работу по обучению и просвещению людей, изучению этих опасных тенденций и по противодействию им, — сказал Сергей Емелин.