Многие родители начинают настраивать своих детей на получение высшего образования уже с пятого класса, а то и раньше. Для них оно — мерило успешной жизни. Видимо, у старшего поколения срабатывает советский стереотип: в ПТУ (профтехучилище — название учреждений СПО до 2013 г. — прим. авт.) идут только те, кто не хочет учиться. Была даже страшилка для детей, мол, если будешь плохо учиться, то пойдешь в ПТУ.
Министр образования и науки Башкирии Айбулат Хажин подчеркивает, что сейчас ситуация коренным образом изменилась. В сфере образования произошел настоящий переворот. Поступать в колледжи стало престижно.
— Из года в год количество детей, которые уходят после девятого класса, увеличивается. Когда я начинал работать министром (2018 г. — прим. авт.), соотношение тех, кто остается в 10-м, и тех, кто выбирает колледжи, было 50 на 50. А в этом году уже 71 процент девятиклассников предпочли систему среднего профобразования. Конкурс при поступлении в некоторые колледжи региона в 2023 году составил до 42 (!) человек на место. Причем в ссузы идут хорошисты, отличники. Как вы думаете, почему?
— Наверное, боятся ЕГЭ?..
— Это расхожее мнение. Два года мы мониторили ситуацию. Запустили анонимное анкетирование среди абитуриентов учреждений среднего профобразования разного профиля. Предложили несколько вариантов ответов — «хочу получить хорошую профессию», «хочу стать самостоятельным и начать зарабатывать деньги», «боюсь ЕГЭ» и т.д. Оставили как вариант свободную графу для ответа. Выяснилось, всего 3,6 процента детей выбрали СПО из-за того, что боятся ЕГЭ! Более 70 процентов абитуриентов ответили: «Хочу получить хорошую профессию».
— Как бывшие ПТУ стали престижными и популярными? Благодаря чему удалось переломить ситуацию?
— Здесь много факторов. Во-первых, есть эффект от популяризации среднего профобразования. Настоящим драйвером стало проведение сначала в соседнем Татарстане, а потом и в нашей республике финала национального чемпионата WorldSkills (Международная некоммерческая организация, созданная для повышения стандартов профессиональной подготовки и квалификации кадров с помощью проведения профессиональных чемпионатов по всему миру — прим. авт.).
В разы увеличилась финансовая поддержка системы СПО. Раньше госфинансирование стремилось к нулю. В итоге оборудование и учебные программы в ПТУ устарели.
А теперь вдумайтесь в цифры: 1,2 миллиарда федеральных средств мы привлекли только в рамках программы «Профессионалитет». Плюс 1,16 миллиарда рублей было выделено за три последних года на развитие колледжей из республиканского бюджета.
Запуск федерального проекта «Профессионалитет» дал мощнейший толчок развитию системы СПО. Появилась конкурентная среда, сейчас колледжи буквально бьются за выделение федеральных средств. А деньги немалые — порядка 60-100 миллионов рублей, в зависимости от направления подготовки.
Благодаря проекту «Молодые профессионалы» в колледжах начали появляться мастерские, оборудованные по мировым стандартам. Ссузы получили возможность готовить специалистов на высоком уровне. Таких выпускников уже не надо переучивать. Они приходят по окончании колледжей на предприятия и могут работать наравне с опытными сотрудниками.
То есть сейчас в колледжах практико-ориентированное обучение. Раньше учащийся СПО только в конце учебы приходил на предприятие и оказывался в производственной среде. И его приходилось переобучать.
В республике уже более 200 мастерских. И наш регион выбился в лидеры по их количеству.
Работодатели тоже стали вкладываться в развитие СПО. Они ведь в первую очередь заинтересованы в подготовке высококвалифицированных специалистов.
Так, некоторые работодатели материально поддерживают студентов, обучающихся по программе «Профессионалитет», выплачивают им по пять и даже по 15 тысяч рублей ежемесячно.
— Трудоустройство таких студентов уже гарантировано. А как находят работу остальные выпускники?
— Ежегодно растет число трудоустроенных студентов. 75 процентов выпускников наших колледжей устраиваются работать по профессии. Есть колледжи, у которых 100-процентный показатель трудоустройства выпускников. Например, Уфимский машиностроительный колледж, который первым включился в проект «Профессионалитет».
Более того, молодые специалисты могут рассчитывать на достойную оплату труда. Если на выпускном экзамене учащийся показывает хорошие результаты, и ему присваивается третий разряд, то его зарплата, допустим на УМПО, может составить от 60 тысяч рублей.
Если во время экзамена выпускник успешно выполняет дополнительное задание, данное представителем работодателя, то ему присваивается уже четвертый разряд. С этим разрядом он может получать зарплату от 80 тысяч рублей.
Вообще работодатели ведут «охоту» на молодых специалистов. Они «присматриваются» к студентам на последних курсах, приглашают их сначала на практику, а потом и на постоянную работу.
— Говорят, что поступить в вуз после ссуза легче, чем после школы. ЕГЭ не надо сдавать…
— Да, выпускник колледжа поступает в вуз без ЕГЭ на профильные специальности. Сдает только внутренний экзамен в вузе.
Более того, после колледжа можно поступить сразу на второй и даже третий курс высшего учебного заведения. Это возможно в том случае, если у абитуриента профильная специальность. Его переаттестовывают, и он может стать студентом второго-третьего курса вуза. Например, если он окончил колледж радиоэлектроники и поступает на факультет робототехники, то у него появляется возможность «перескочить» через курс.
Таким образом, он догоняет своих сверстников, которые в свое время предпочли остаться в 10-м классе. При этом у него уже есть специальность.
В завершение министр образования и науки Айбулат Хажин обратился к родителям нынешних девятиклассников:
— Обращаюсь к родителям нынешних девятиклассников, тех ребят, которые пока еще не определились, не выбрали нужную специальность. Если ваш ребенок все-таки выберет ссуз, не препятствуйте ему. Выбрав востребованную на рынке профессию, он не только не потеряет, а, наоборот, приобретет. Если даже потом он будет поступать в вуз, то придет туда уже со специальностью, с багажом знаний.
Министр привел личный пример.
— Я сам после восьмого класса поступил в училище и ни разу не пожалел о своем выборе (окончил Уфимское медицинское училище № 1 — прим. авт.). Знания, которые я получил, помогают мне на протяжении всей моей жизни.
Мой сын тоже решил уйти после девятого класса, он выбрал обучение в колледже. Да, у меня, как у отца, были сомнения. Однако он уже принял решение.
Здесь, конечно, нужно поблагодарить их классного руководителя в школе, которая активно проводила профориентационную работу.
Сейчас я уже отмел все свои сомнения. Сын завершает обучение в колледже, у него уже есть работа, он финансово независимый. И мне приятно, что молодой человек, 18-летний парень уже может себя обеспечить.