В России вступил в силу закон об удаленной работе. Документ узаконил понятие дистанционной работы и урегулировал взаимоотношения между работником и работодателем.
Как отметил председатель Госсобрания РБ Константин Толкачев, удаленная работа не предполагает наличия стационарного рабочего места. Человек может трудиться в любом месте, где есть интернет. При этом закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях» дает ряд важнейших гарантий как работнику, так и работодателю.
В документе говорится о том, что перевод на удаленную работу возможен только с согласия работника. Однако в случае чрезвычайных обстоятельств согласия не требуется, но работодатель обязан обеспечить сотрудника необходимым оборудованием и программными продуктами. При сохранении прежнего объема работы должна сохраняться и заработная плата.
Спикер башкирского парламента сообщил о том, что многие люди, столкнувшись с переходом на «дистанционку», жалуются, что им приходится постоянно быть на связи и решать рабочие вопросы в любое время, что фактически лишило их полноценного отдыха.
— Закон защищает человека от переработок, а нарушение права на офлайн расценивает как дополнительно оплачиваемую сверхурочную работу, — комментирует Константин Толкачев. — У работодателя остаются прежние основания для увольнения работника, но с некоторыми особенностями. Поскольку постоянного рабочего места у человека на «удаленке» нет, его не могут уволить за прогул. Поэтому законом установлен другой механизм — ситуация, когда работник без уважительной причины не отвечает на запросы работодателя и не выходит на связь в течение двух рабочих дней, равнозначна прогулу.
Председатель Госсобрания добавил, что отдельные положения Трудового кодекса РФ уже давно нуждались в пересмотре в связи с развитием интернет-технологий, и пандемия лишь ускорила эту работу.
— Мы бы пришли к изменению трудового законодательства и без чрезвычайных обстоятельств, — отметил спикер Гособрания РБ. —Фактически удаленный формат работы практиковался во многих трудовых коллективах и раньше, но правоотношения не были урегулированы. В связи с карантинными мероприятиями дистанционный формат получил широкое распространение и ускорил работу над совершенствованием Трудового кодекса.