На базе академических институтов, входящих в состав Уфимского научного центра, будет создан Уфимский федеральный исследовательский центр (УФИЦ). На этой неделе в Уфе побывали представители РАН и ФАНО (Федеральное агентство научных организаций), чтобы обсудить вопрос вхождения научных институтов региона в УФИЦ.
«Электрогазета» уже не раз обращалась к теме реструктуризации научных учреждений в России. ФАНО, созданное в рамках реформы, взяло курс на повышение эффективности управления и сокращение расходов в системе институтов академии наук. До сих пор в регионе в составе УНЦ РАН работали 14 научных учреждений, каждое из которых являлось самостоятельным юридическим лицом со своей бухгалтерией, хозяйственной службой и т.д. Руководство ФАНО такую разрозненность посчитало нецелесообразным, поэтому и было принято решение объединить все научные учреждения региона под одной крышей — УФИЦ. Однако не все институты поддерживают идею объединения. Три института — Институт химии, Институт биологии, а также Институт сверпластичности металлов настаивают на сохранении им статуса юридического лица. Два из них (Институт химии, Институт биологии) добиваются создания профильного ФИЦ. Как будут решены эти разногласия? Ситуацию в эксклюзивном интервью «Электрогазете» прокомментировал член Президиума РАН академик Роберт Нигматулин.
— Есть два пути: первый — УНЦ ликвидируется, и все институты, входившие в его состав, начинают работать обособленно и второй — научные учреждения лишаются статуса юридического лица и объединяются в рамках уфимского федерального исследовательского центра. Но первый путь для нас тупиковый, его выбирать нельзя. Поэтому мы и ведем переговоры с руководителями институтов.
— Два института намерены создать свой федеральный исследовательский центр. Возможно ли существование на одной территории двух УФИЦ?
— Возможно, но нецелесообразно. Мы пытаемся убедить коллег в том, что нужно сохранить единство научного центра в регионе. Эту позицию разделяет и руководство республики, и ФАНО. Мы разговариваем, убеждаем руководителей научных учреждений, чтобы вхождение институтов в УФИЦ было осознанным, добровольным, а не принудительным. Да, институты теряют статус юридических лиц, но при этом остаются самостоятельными учреждениями со своей бухгалтерией.
— Сейчас вы ведете переговоры с руководителями институтов. Что вызывает их опасения?
— Прежде всего, их волнует вопрос — как будет происходить перераспределение ресурсов. «А если придет человек, который будет решать эти вопросы волюнтаристскими методами?» — беспокоятся они. Конечно, допускать такое нельзя. Должен быть устав организации, ограничивающий деятельность директора или председателя этого центра, чтобы он не мог самостоятельно перераспределять ресурсы. Такие вопросы должны решаться путем обсуждения на президиуме, куда входят все директора и ведущие ученые, члены академии. И, конечно же, эти вопросы должны быть согласованы с тематическими отделениями академии наук, президиумом РАН и руководством ФАНО.
Любая реорганизация воспринимается болезненно. Но на данный момент это наименьшее из зол, сейчас главное — не допустить развала научного сообщества. Только объединившись, институты смогут эффективно решать возникающие проблемы.
А если кто-то отделится, то будет вынужден выживать самостоятельно. Когда речь идет о финансировании науки, руководство страны призывает сосредотачиваться на самых активных представителях отрасли. Попадут ли эти учреждения в число таковых? Не проиграют ли они в этой борьбе? Конкуренция будет довольно высокая.
Мы живем в эпоху катастрофического недофинансирования научных учреждений. В научную отрасль в европейских странах инвестируется три процента ВВП, в России этот показатель составляет один процент. И это проблема социально-экономического порядка в нашей стране. Эту ситуацию, к сожалению, поменять быстро невозможно. Потому что прежде всего нужно увеличить госбюджет, для этого поменять систему налогообложения.
— Когда произойдет фактическое объединение институтов?
— Объединение произойдет в течение месяца. Большинство институтов уже дали свое согласие на объединение.