Ординатор Башкирского государственного медицинского университета Дильбар Шакурьянова разработала законопроект по профилактике йододефицита. В 2015 году проект уфимки занял второе место в федеральном конкурсе законотворческих инициатив. Подробностями делится с «Электрогазетой» автор идеи.
— Заболевания, обусловленные недостатком йода, являются серьёзной медико-социальной проблемой. Об этом прекрасно знают в европейских государствах, — рассказывает Дильбар. — В Австрии, Швейцарии и Норвегии йод добавляют в сыры и колбасы, в Голландии этим микроэлементом обогащают хлеб. В Америке йодируется корм для кур, — так что одно яйцо, произведенное в США, может восполнить всю суточную потребность в йоде. В ряде стран приняты постановления, регламентирующие производство и реализацию йодированной соли, предоставляются льготы по уплате НДС при ее продаже.
Когда-то и в нашей стране проводилось регулирование этого вопроса на госуровне. Так, во времена в СССР функционировали «противозобные» диспансеры, работали различные программы, в результате чего к 1970 году проблема йододефицитных состояний была почти полностью решена. Но с развалом СССР ситуация ухудшилась. Прекратился контроль производства йодированной соли, и количество заболеваний, вызванных йододефицитом, стало снова расти.
Как отмечает Дильбар Шакурьянова, нередко йододефицитные состояния фиксируются у женщин, планирующих беременность.
— Научные исследования, проводимые на кафедре акушерства и гинекологии БГМУ, показали — у 85 процентов женщин на этапе планирования беременности регистрируется дефицит йода средней и тяжёлой степени. Кроме того, мы анализировали состояние беременных и кормящих мам. У них также был диагностирован дефицит, — рассказывает собеседница «Электрогазеты».
Чем опасна такая нехватка? Дело в том, что йод жизненно необходим во время внутриутробного развития плода — при закладке органов и систем. Недостаток йода может вызвать всевозможные пороки развития — врожденные физические и умственные аномалии, снижение IQ, синдром дефицита внимания и иногда даже кретинизм. Все это связано с биосинтезом в организме матери тиреоидных гормонов — тироксина и трийодтиронина.
Особо хотелось бы отметить, что конкретно для нашей республики этот вопрос особенно актуален. Башкирия — горный регион, где наблюдается катастрофический дефицит йода. Как и в других горных районах, в нашей почве, воде, воздухе очень мало этого микроэлемента. Ситуация природного йододефицита осложняется низким уровнем потребления йодсодержащих продуктов (рыба, морепродукты, мясо), — особенно у населения с низкими доходами и жителей сельской местности.
Именно поэтому мы и решили разработать законопроект по массовой йодопрофилактике населения. Работа проводилась под руководством д.м.н., профессора Альфии Ящук и к.м.н., доцента кафедры акушерства и гинекологии № 2 Лилианы Даутовой.
— Законопроект опирается на те документы, которые уже есть в нашем законодательстве — приказы, постановления, статьи закона о Защите прав потребителей и другие, — объясняет Дильбар Шакурьянова. — В чем состоят основные тезисы нашего закона? Первое — базируясь на действующем постановлении Правительства РФ N 1119 от 1999 года, мы предлагаем в обязательном порядке насытить российский рынок йодированной солью.
Следующий момент — развивать производство продукции, обогащенной йодом. На сегодня ряд башкирских производителей уже добавляют йод в свою продукцию — так поступает, к примеру, ОАО «Уфимский хлеб», Янаульский молочный завод, Мелеузовский молочно-консервный завод. Но все это единичные случаи. Нужно, чтобы таких предприятий стало больше по всем муниципальным образованиям. И, конечно же, обогащённые продукты должны непременно попадать на стол школьникам и детям дошкольного возраста, в столовые детских садов и образовательных учреждений. Внедрение йодированных продуктов в рацион населения — особенно детского и школьного возраста — очень важно!
Не обойтись и без информационно-просветительской работы. Люди должны знать о том, какие проблемы и последствия может вызвать отсутствие йода в рационе.
Наконец, еще один важный пункт законопроекта — обеспечение беременных женщин препаратами йода за счет государства.
— Мы предполагаем, что бесплатные препараты будут предоставляться в случае обращения за медицинской помощью на этапе планирования деторождения, — объясняет Дильбар.
Со своим законопроектом уфимка приняла участие в десятом Всероссийском конкурсе молодежи образовательных и научных организаций «Моя законотворческая инициатива».
— Мы стали лауреатами заочного тура, а затем отправились на очный тур, который проводился в Москве. В итоге мы стали призерами с присвоением диплома II степени (заняли второе место).
Конкурс хорош тем, что проекты участников могут быть использованы для подготовки реальных законодательных инициатив, — рассказывает собеседница «Электрогазеты».
По мнению девушки, в настоящее время, с учётом международного опыта и последних научных данных, необходим более широкий подход к решению проблемы йододефицита.
Ну а пока законопроект не принят — как же быть жителям республики? Каким образом восполнять потребность в таком важном микроэлементе, как йод?
— Одно из важных правил — йод, по возможности, должен поступать из естественных источников, — объясняет ординатор БГМУ. — Жителям Башкирии полезно добавлять в свой рацион продукты морского происхождения — рыбу, креветки, морские водоросли. Вместо обычной соли обязательно используйте йодированную. Уже эти две рекомендации помогут восполнить дневную потребность. Конечно же, не все могут себе позволить употреблять морепродукты каждый день. Выходом являются специальные препараты йода — принимать их следует после консультации со специалистом. Суточная потребность в йоде составляет 200 микрограммов.
Как уточняет Дильбар Шакурьянова, особое внимание этому вопросу должны уделять беременные женщины.
— При постановке на учет после ряда обследований и сбора анамнеза врач, скорее всего, назначит вам препараты йода. Чем раньше женщина начнет принимать йод, тем лучше, поскольку формирование нервной системы ребенка происходит в ранние сроки беременности — 4-6 недель. Также крайне важно принимать надлежащее количество йода при кормлении ребенка грудью — поскольку йод, поступающий через молоко, тоже влияет на умственный потенциал новорожденного, — комментирует собеседница «Электрогазеты». — В целом же, оптимальным вариантом будет применение йода и фолиевой кислоты еще на этапе планирования беременности (и опять-таки, только после консультации с врачом).
Итак, современными научными данными доказана важнейшая роль полноценной йодной обеспеченности на этапе планирования беременности. Если взять страны бывшего СССР, лишь Россия и Украина не имеют законодательного регулирования проблемы йододефицитных заболеваний. И хочется верить, что законопроект превратится в реально действующий федеральный закон «О профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода».
— В настоящее время мы хотим сформулировать аналогичный законопроект и по фолиевой кислоте (поскольку нехватка этого витамина в рационе населения тоже налицо), — добавляет автор инициативы. — Сейчас законопроект находится в стадии подготовки — проведено исследование группы беременных женщин на содержание в крови фолиевой кислоты, состоялось анкетирование.
Как обещают представители медицинского вуза, законопроекты, связанные с обогащением рациона россиян йодом и фолиевой кислотой, будут продвигаться на всех уровнях.