Все новости
Наука 102
16 Февраля 2016, 17:33

Уфимские ученые наращивают индекс Хирша

Уфимские ученые вошли в ТОП-100 самых продуктивных научных авторов России.

Коллаж Юрия Дегтерева.
Коллаж Юрия Дегтерева.
Уфимские ученые вошли в ТОП-100 самых продуктивных научных авторов России.
Основой для составления рейтинга явился индекс Хирша — показатель, характеризующий одновременно число публикаций автора и количество ссылок на его статьи.
Отличились уфимские научные работники в следующих сферах: «Приборостроение», «Машиностроение», «Металлургия», «Автоматика. Вычислительная техника», «Механика», «Охрана окружающей среды. Экология человека», «Горное дело», «Патентное дело, изобретательство, рационализаторство», «Биотехнология», «Охрана труда», «Физика», «Кибернетика», «Геология», «Геофизика», «География», «Электротехника», «Общественные науки в целом», «Религия. Атеизм», «Искусство, искусствоведение», «История, исторические науки», «Языкознание», «Литература. Литературоведение. Устное народное творчество», «Физическая культура и спорт», «Военное дело», «Массовая коммуникация. Журналистика. СМИ», «Полиграфия. Репрография. Фотокинотехника», «Пищевая промышленность», «Комплексные проблемы общественных наук», «Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства», «Прочие отрасли экономики».
На сегодня лидеры по индексу Хирша из Уфы — это Руслан Валиев (УГАТУ), Павел Рахман (УГНТУ), Эльза Хуснутдинова (Институт биохимии и генетики УНЦ РАН), Владимир Овсянников (Институт истории, языка и литературы УНЦ РАН), Василий Мартыненко (Институт биологии УНЦ РАН), Виктор Пучков (Институт геологии УНЦ РАН), Рамиль Бахтизин (УГНТУ), Розалия Султангареева (Институт истории, языка и литературы УНЦ РАН), Фирдаус Хисамитдинова (Институт истории, языка и литературы УНЦ РАН), Флюза Фаткуллина (БГУ), Нияз Мажитов (БГУ), Гульназ Багаутдинова-Ягафарова (Институт истории, языка и литературы УНЦ РАН), Георгий Рааб (УГАТУ), Игорь Александров (УГАТУ), Александр Жиляев (Институт проблем сверхпластичности металлов РАН), Айрат Назаров (Институт проблем сверхпластичности металлов РАН), Валерий Штейнберг (БГПУ имени М. Акмуллы), Сергей Ковалев (Институт геологии УНЦ РАН), Флорида Кудашева (БГУ), Рамиль Маликов (БГПУ имени М. Акмуллы), Хамит Тагиров (БГАУ), Юлия Бакланова (Башкирская академия госслужбы и управления при Главе РБ), Ринат Загидулин (ООО Научно-технический центр «Спектр»), Лариса Ямаева (Институт гуманитарных исследований РБ), Юрий Новиков (БГМУ), Алексей Жеребов (Институт физики молекул и кристаллов УНЦ РАН), Шамиль Галимов (БГМУ) и другие.
«Электрогазета» побеседовала с одним из участников рейтинга, врио директора Института биологии УНЦ РАН, доктором биологических наук Василием Мартыненко.
— Один из важных вопросов в научном сообществе — как оценивать научного сотрудника? Есть ученые, которые в течение всей карьеры работают над темами неинтересными, неактуальными, — поясняет собеседник «Электрогазеты». — Так вот, индекс Хирша — отличный показатель, позволяющий оценить продуктивность того или иного автора, выяснить, состоялся человек в науке или нет. Индекс Хирша показывает, является ли научное направление, которым человек занимается, интересным и нужным.
Идеальным индекс Хирша будет для оценки работы ученых среднего возраста от 35 до 55 лет.
Индекс Хирша появился относительно недавно, но уже сегодня многие ученые в институтах и университетах знают и отслеживают свой h-индекс, и стараются его повысить.
— Например, в нашем институте все до одного сотрудники знают свой индекс Хирша. Каждый ученый в этом заинтересован, — отмечает Василий Мартыненко.

Какие бонусы сулит ученому высокий h-индекс? К примеру, этот показатель учитывается при участии в конкурсах на получение грантов Российского научного фонда, Федеральных целевых программах. Кроме того, в университетах высокий индекс Хирша может повлиять на премирование преподавателей. Но стоит признать, что в остальном h-индекс пока мало влияет на карьеру ученого и приносит своему обладателю не так много преференций.
Один из минусов индекса Хирша — он не до конца адекватен. Для молодого ученого, к примеру, который только-только защитился, индекс Хирша будет низким. Но это не значит, что этот ученый неэффективен. Просто он еще не «наработал» много ссылок — цитирований своих статей. Таким образом, для молодых ученых индекс Хирша не должен быть критерием продуктивности. И молодому ученому, не попавшему в рейтинг, расстраиваться не стоит.
Как уточняют специалисты, Индекс Хирша — пока что неофициальный показатель, но в перспективе, его можно будет использовать для аттестации того или иного научного работника.
— В настоящее время очень важна комплексная оценка деятельности ученого, — уверен Василий Мартыненко. — Необходимы ставки, благоприятные условия для тех, кто работает продуктивно. Талантов у нас много — нужно дать им возможность развиваться.
— Индекс Хирша — это важный индикатор активности ученого. Он отвечает на вопрос, чьи публикации востребованы, кого цитируют, а кого — нет. Хотя понятно, что это далеко не единственный показатель, — комментирует еще один участник рейтинга, замдиректора по научной работе Института проблем сверхпластичности металлов РАН, доктор физико-математических наук Айрат Назаров. — Представьте себе разработчика оборудования, который по четыре-пять лет трудится над созданием инновационного прибора. Такой изобретатель будет иметь малое количество публикаций, и, соответственно, низкий h-индекс. Поэтому для оценки эффективности сотрудника нужно использовать весь доступный арсенал — в том числе, и мнение экспертного сообщества.
Ознакомиться с полным списком ученых, попавших в ТОП-100 по продуктивности (индексу Хирша) можно здесь.
Автор:Святохина Дарья
Читайте нас: