Как сделать башкирский мед более заметным на международном рынке? В чем состоят основные проблемы мировой медовой отрасли? Эти и другие вопросы обсуждались в ходе научно-практической конференции пчеловодов с участием иностранных специалистов.
— Я очень благодарен организаторам за возможность побывать в Башкирии — этом прекрасном медовом крае. Вкус и разнообразие продукции, производимой на территории вашего региона, впечатляют, — отметил Президент Международной федерации пчеловодческих ассоциаций «Апимондия» Жиль Ратиа. — Принимая во внимание высокое качество башкирского меда, эта конференция — отличная возможность сделать продукцию Башкортостана более заметной на международном рынке. Со своей стороны, я постараюсь вывести Башкирию на лучший уровень сотрудничества с другими странами в области пчеловодства.
С качеством башкирского меда иностранный гость познакомился во время выставки-ярмарки, развернутой перед ипподромом «Акбузат». Также Жиль Ратиа представил системный доклад об основных проблемах отрасли, характерных для пчеловодов всего мира.
— Одна из проблем на сегодня — контрафактный мед. Ежегодно в мире производится от 1,7 до двух миллионов тонн меда, при этом 30 процентов от всего производства является фальсификатом, — отметил специалист. — Особенно поднаторел в изготовлении искусственного меда Китай, — при этом даже продвинутые лаборатории порой не могут выявить фальсификат. Стоит отметить, что увеличение объема контрафактного меда влияет на стоимость меда в целом — цена снижается.
Вторая проблема — высокая смертность пчел в пчелосемьях. Если раньше этот показатель составлял всего три-четыре процента, то сейчас — уже 30-40. Особенно это характерно для США, Аргентины, северной Европы. К примеру, в США смертность пчел в пчелосемьях составляет 36-40 процентов. Обвинять пчеловодов здесь бессмысленно — причиной гибели пчел является целый набор взаимосвязанных факторов. Один из них — активное применение пестицидов в сельском хозяйстве. Современные технологии предусматривают обработку семян пестицидами, в результате нектар и пыльца растений становятся токсичными для пчел. Учитывая, что производители предлагают все более и более токсичные и эффективные препараты, опасность для пчел возрастает с каждым годом. Здесь же стоит отметить, что ранее пестициды распылялись при помощи тракторов, а сейчас — самолетами и вертолетами.
Следующий фактор, влияющий на смертность пчел, — сокращение разнообразия флоры. Применяя гербициды, фермеры борются с полевыми растениями, оставляя лишь необходимые им монокультуры. В результате, возникает так называемая проблема «зеленой пустыни» — при кажущемся буйстве растительности пчелам просто-напросто нечем питаться. Владельцы пасек вынуждены кормить пчел искусственно, что снижает метаболизм насекомых.
Есть и другие факторы — однообразие генотипа маток и пчелопакетов, предлагаемых на рынке, изменение климата, клещевые паразиты, поражающие пчел и прочее. В результате происходит ослабление иммунной системы пчелосемей, — и даже из-за слабого вируса вся семья может погибнуть.
Эти две ключевые проблемы — фальсификация меда и высокая смертность пчел — актуальны и для России. По мнению Жиля Ратиа, решением на сегодня является сотрудничество пчеловодов всего мира.
— «Апимондия» (Всемирная Федерация Пчеловодческих Ассоциаций) — это способ всесторонней защиты и поддержки людей, занимающихся пчеловодством, объединение их квалификации и опыта, — поясняет иностранный гость. — Вот уже 120 лет наша организация проводит конгрессы пчеловодов в разных городах мира. Обширная программа включает круглые столы, конференции, экспозиции новых материалов и оборудования, онлайн-обучение, конкурсы. Ближайший конгресс состоится в Южной Корее уже в сентябре 2015 года. Кроме того, ведутся серьезные научные исследования. На сегодня в рамках нашей организации действует 14 групп по разным направлениям (группа по генотипам, группа по пчелиным маткам и т.п.)
К сожалению, можно констатировать, что ужесточение европейского законодательства в сфере пчеловодства отвращает молодых людей от этого занятия, что ведет к повышению среднего возраста пчеловодов. По нашим данным, на сегодня эта цифра составляет 45-50 лет. А через поколение рабочей силы в этой отрасли не останется вовсе.
С другой стороны, от ужесточения критериев никуда не деться — на сегодня качество меда проверяется не только по стандартным показателям (вкус, цвет, консистенция и т.д.) но и по расширенным (остаточное содержание антибиотиков, пестицидов, наличие алкалоидов, радионуклидов, пыльцы генно-модифицированных растений и прочее).
Как считает Жиль Ратиа, со временем проблем у пчеловодов будет все больше. Загрязняется окружающая среда, крупные корпорации выбрасывают на рынок новые ядохимикаты…
— Мы, со своей стороны, предлагаем принципиально иной путь — переход на полностью органическое сельское хозяйство и пчеловодство, — отмечает Жиль Ратиа. — На сегодня многие страны уже осознали необходимость внедрения таких стандартов. Взять для примера Австрию — в этой стране 17 процентов продукции сельского хозяйства производится с применением чистых источников.
С этой точки зрения в Башкирии имеется огромный потенциал по увеличению производства экологически чистого, высококачественного меда.
— Башкирия издревле славилась своими традициями пчеловодства и бортничества, богатой естественной медоносной растительностью и высоким мастерством пчеловодов. Бренд «Башкирский мед» официально узаконен в 2005 году и защищен российским патентом, — отметил во время конференции министр сельского хозяйства РБ Николай Коваленко. — При этом, учитывая большое разнообразие флоры, только естественные угодья позволяют нам увеличить объем производства меда в десять раз!
Как отмечают специалисты, на сегодня обсуждается вопрос проведения Конгресса Международной Федерации Пчеловодческих Ассоциаций «Апимондия» в Уфе. Как у медового региона, у нас есть все шансы стать площадкой для проведения этого масштабного мероприятия в 2021 году. Плюсы для Башкирии очевидны — узнаваемость во всем мире, усиление научно-практического потенциала и расширение рынков сбыта.