Долгое время я занимаюсь изучением темы «Личностная адаптация человека». Трудов по ней написано немало. Однако в основном они узконаправленны. Под личностной адаптацией обычно понимают ценностную ориентацию личности, ее отношения в социуме и т.д. А я рассматриваю личность как субъект адаптации не только в социальной, но и в биологической сфере, а также во внешней и внутренней средах, во времени и пространстве, во внешнем и внутреннем «облике Я» (как я выгляжу, нравлюсь ли я себе, хорошо выгляжу/плохо, как ко мне относятся люди) и т.д. Все это влияет на поведение индивида.
Человек адаптируется одновременно в разных сферах своей жизни. Процесс жизни любого человека можно свести к необходимости постоянно решать проблему приспосабливаемости к изменяющимся условиям окружающей среды. Возьмем адаптацию индивида к погодным условиям. Например, с утра пасмурно, и человек решает взять с собой зонт — так он приспосабливается к погодным условиям.
Мы, сами того не осознавая, все время анализируем разные сферы своей жизни и пытаемся найти оптимальный баланс между ними.
Некоторые психологи считают, что биологическая составляющая адаптационного процесса не так значима в поведении человека, поэтому уделяют большее внимание изучению социальной адаптации личности.
На самом деле это очень важный аспект личностной адаптации. Его я изучил в числе прочих и на примере инвалидов, у которых снижена биологическая адаптация. Вместе с врачом-психотерапевтом Альфиром Ахметшиным мы проводили исследования по психокоррекции людей с ограниченными возможностями. Работая с инвалидами, он применяет так называемый метод изоляции от цивилизации: организует сплавы, различные экстремальные походы для инвалидов, то есть погружает их в природную среду. Я же, в свою очередь, наблюдал, что при этом происходит с инвалидами, как происходит их психокоррекция, как меняется их внутренний настрой.
Как правило, если у человека есть проблемы с адаптацией в социальной среде, то он переключается на другие сферы. Большинство инвалидов вынуждены пребывать в четырех стенах, они чувствует негативное отношение к себе. Доступная среда для инвалидов у нас только на словах.
Инватуризм доказывает свою эффективность. Всего неделя психокоррекции в условиях природной среды — и люди преображаются! Они раскрепощаются, у них исчезает тревожность, озлобленность и т.д. Инвалиды начинают чувствовать себя уверенными, нужными людьми.
За 30 лет я изучил несколько тысяч человек — уфимских школьников, студентов, учителей, предпринимателей, психологов, руководителей, банкиров, инвалидов, безработных, преступников и т.д.
Для каждой категории я разработал свои опросники. Они состоят из 23 диагностических шкал, которые позволяют выяснить, где человек хорошо адаптирован, а где адаптирован плохо. Еще у меня описаны методы психокоррекции личностной адаптации.
Остановлюсь немного подробнее на результатах тестирования предпринимателей. Изучая эту категорию людей, я выяснил, что у них лучше всего развита адаптация в прошлом. Что это означает? Это означает, что они жили счастливой жизнью в прошлом, в настоящее время они не так счастливы, а будущее представляется им несколько лучше настоящего, но хуже прошлого. Некоторым же предпринимателям будущее видится в мрачных тонах.
Я вывел такое понятие, как потенциальный стресс. Человек, который испытывает потенциальный стресс, начинает полнеть. Все знают, что есть актуальный стресс, который вызывает большие энергозатраты, и человек быстро теряет вес. А потенциальный стресс — это стресс, который человек ожидает в будущем. То есть он настраивается на то, что в дальнейшем ему будет плохо. И чтобы не попасть в состояние дистресса, организм начинает накапливать энергию. Мои знакомые предприниматели до того, как заняться бизнесом, были стройными и подтянутыми, а после набрали значительный вес…
Личностная адаптация — активный творческий процесс. Для каждого человека он индивидуален. И, конечно же, от самого человека во многом зависит то, как он будет адаптирован в этой жизни, чего он достигнет и как самореализуется. Однако мы, психологи, можем ему в этом помочь.