Все новости
Наука 102
10 Декабря 2014, 18:53

Башкирия показывает пример межэтнической толерантности

В России будут создаваться Центры этнологического мониторинга для поддержания положительного климата межнациональных отношений.

Коллаж Ларисы Ветлугиной.
Коллаж Ларисы Ветлугиной.
Существует несколько определений понятия «нация». Современное толкование, которое воспринимается научным сообществом и политиками, звучит так — это сообщество граждан одного государства, которые поддерживают его, проявляют лояльность по отношению к государству и власти. Это так называемое гражданское понимание нации. Но есть еще этническое понимание, которое сформировалось еще в советские годы. Нация — это высшая форма общности людей. То есть существует определенная градация этнических общностей — племя, народность, народ и нация. В школе нас учили, что высшая форма общности людей — это советская нация или, как тогда было принято называть, советский народ.
На самом деле нация — это, прежде всего, согражданство людей, проживающих на территории одного государства. Они имеют гражданство этого государства и, как правило, лояльны по отношению к нему.
В мире большинство государств полиэтничны. Трудно найти страну, которая является моноэтничной. Примером одного из наиболее полиэтничных государств является современная Россия. В нашей стране живут представители более 150 народов. Большинство из них — коренные народы и народности.
Государство должно быть заинтересовано в выстраивании грамотной национальной политики. Иначе оно не может существовать. Недопустимо, чтобы часть граждан была нелояльной государству. Это может привести к негативным последствиям, даже к вооруженным конфликтам. Подобные негативные процессы в России мы наблюдали в 90-е годы. Но мы преодолели эти трудности. И наше государство приобрело уникальный опыт разрешения межэтнических конфликтов.
Надо сказать, что из всех постсоветских государств Россия, наверное, единственная страна, которая имеет национально-территориальные образования — Татарстан, Башкортостан, Чувашская республика, Чеченская республика и т.д. То есть уже на уровне государственного устройства видно, что мы — многонациональное государство.
И другие республики в составе бывшего Советского Союза также являются многонациональными. Однако они построены по унитарному принципу. И там нет национально-территориальных делений. Это первый момент. Второй момент: в республиках бывшего Союза нация понимается в узком плане. К примеру, в основе идеологии украинского государства лежит понимание, что украинскую нацию представляют именно украинцы, которые владеют украинским языком, лояльны этническим ценностям. И вся политика этого государства построена таким образом, что часть регионов вообще фактически отстранена от политического процесса. И вот сегодня мы наблюдаем, как население довольно большой территории — юго-востока, юга Украины нелояльно по отношению к государству. Поэтому строительство гражданской нации на Украине нельзя назвать успешным.
В России на общефедеральном уровне есть понимание, как строить национальную политику, существуют программы государственной национальной политики, есть законы, которые регулируют национальную политику. То есть наше государство целенаправленно занимается национальной политикой.
Но по одному шаблону строить государственную политику нельзя. В разных регионах живут разные народы и народности. Поэтому и модели национальной политики должны быть различны.
Социологические замеры показывают, что в Поволжье, особенно в Башкирии, население имеет высокую степень межэтнической толерантности. Это складывалось веками, потому что территория Башкортостана вошла в состав Российского государства еще в XVI веке. С тех пор у нас сложились очень тесные межэтнические связи, сформировалось некое региональное сообщество башкортостанцев. И это не выдумка, действительно есть региональное национальное самосознание. При этом оно не вступает в противоречие с общефедеральной лояльностью.
Вообще Башкортостан является позитивным примером нациестроительства. У нас накоплен большой опыт мирного сосуществования людей разной этнической, конфессиональной принадлежности.
Конечно, есть современные вызовы, связанные с миграцией. И государство, занимаясь нациестроительством, должно учитывать такие моменты. В этом плане роль как федеральных, так и региональных властей возрастает. Власти должны постоянно держать руку на пульсе. Ведь конфликты могут возникнуть спонтанно, как, например, в позапрошлом году в Москве, в районе Бирюлево.
Государственная национальная политика должна формироваться еще на муниципальном уровне. Ведь конфликты часто вспыхивают на бытовой почве, впоследствии они могут перерасти во что-то более глобальное, серьезное.
Сейчас в России определены пилотные регионы, где будут создаваться Центры этнологического мониторинга, которые будут отслеживать состояние межнациональных отношений, начиная с общегосударственного уровня, вплоть до муниципалитетов. Для чего это делается? Чтобы поддерживать положительный климат межнациональных отношений, без которого ни одно государство не может быть успешным, особенно такое большое государство, как Россия.
С полной уверенностью можно сказать, что российская нация на сегодня уже сформировалась. Всевозможные спортивные мероприятия, как правило, объединяют граждан одной страны, способствуют формированию чувства общности и принадлежности единому государству. Яркий пример — Олимпиада в Сочи, которая сплотила страну. Миллионы россиян, болея за наших спортсменов, испытывали чувство гордости за родину.
Автор:Габдрафиков Ильдар Махмутович
Читайте нас: