В научном мире — сенсация! В Учалинском районе Башкирии найдена вторая древняя астрономическая обсерватория.
В селе Ахуново Учалинского района обнаружен комплекс менгиров (камней) эпохи бронзового века. Возраст сооружения — примерно четыре тысячи лет. «Башкирский Стоунхендж» являлся пригоризонтной обсерваторией.
В начале 2000-х годов в селе Ахуново ученые обнаружили первый мегалитический комплекс, который назвали «Ахуновскими менгирами». В настоящее время объект находится под охраной администрации района, к нему организованы экскурсии.
Подробностями делится старший научный сотрудник Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН, кандидат исторических наук Вячеслав Котов.
— Мы выезжали туда буквально на днях. Эта информация была получена от местного жителя — краеведа Амира Шакирова. Он был там вместе с сыном, и они обнаружили вот это скопление менгиров — такое же, как и по соседству, в Ахуновской обсерватории, открытой примерно 15 лет назад.
Каждый житель Учалов знает об этом, сейчас та первая обсерватория — это место паломничества туристов. Поэтому они сразу определили, что по сути это сходный памятник. Местные жители, которые эту территорию арендуют, знают там каждый камень, но не придавали значения. Ну, камни и камни.
— А их не могли растащить, они тяжелые?
— Это вертикально вкопанные камни. Круг состоит из восьми камней, а в центре девятый большой камень высотой почти два метра, он еще на метр вкопан. Каменный блок специально был обработан так, чтобы получилась плита, сужающаяся кверху, столообразной формы.
— Каким образом древние люди использовали сооружение как обсерваторию — там были еще оптические приборы?
— Нет, это так называемые пригоризонтные лаборатории для наблюдения за восходом-заходом Солнца, Луны. Это необходимо для точного определения дней солнцестояния и равноденствия, для ведения календаря. Поскольку такие обсерватории есть по всему земному шару, они обычно изучаются не только археологами, но и специалистами по археастрономии. Они дают представление об уровне астрономических знаний, точности календаря, который использовался людьми в древнее время.
Ахуновская обсерватория, или Ахуново-1, как теперь называем, это обсерватория, которая существовала примерно четыре тысячи лет назад. По археологическим данным, под одним из менгиров был найден фрагмент керамики, который относится к ХIV-XII векам до нашей эры. Но по астрономическим данным установлено, что объект возник на тысячу лет раньше, у нас есть двоякая датировка.
— А вторую обсерваторию Вам удалось исследовать?
— Пока мы исследовали только визуально — выезжали журналисты, и я как специалист подтвердил ее древность и нетронутость. Она еще не тронута, никто ее не копал — обычно такие объекты кто ковыряет, кто ломает. Ищут сокровища, космические столбы чистой энергии. Главное, она начинает повреждаться. Кто машиной проедет, не заметив, а кто и специально. К сожалению, трепетного отношения у населения не хватает. Местные жители такие объекты почитают: считают, что это связано с могилами святых или великанов, алпов. В Ахуново-1, например, запрещалось пасти скот и вообще подходить туда, рассказывали мне местные жители.
В будущем еще предстоит работа по определению астрономической составляющей этой новой обсерватории, которая найдена. Для этого надо обследовать территорию, найти еще новые менгиры на расстоянии от этого комплекса.
— Их может быть еще несколько?
— Обычно визиры устанавливались в
Местный житель Расих показывал нам интереснейшие объекты, некоторые связаны с той же мегалитической традицией, их будем исследовать в этом году. Мы, уфимские археологи Академии наук, выедем туда и поработаем, потому что в Учалинском районе есть еще одна обсерватория, тоже древняя, примерно IV-III тысячелетия до н.э. Это интересный комплекс Ново-Байрамгуловское поселение, которое связано с астрономическими явлениями, судя по находкам. Там тоже найдена керамика эпохи финала каменного века, так называемого энеолита. Скотоводческое население, обитавшее в это время, как раз использовало эти мегалитические комплексы по всему Южному Уралу. Тянутся один за другим комплексы, которые мы в последние годы открыли — на озерах Тургояк, Зюраткуль (в Челябинской области — авт.) обнаружены мегалитические конструкции, и вот у нас, в Учалинском районе, уже вторая такая конструкция.
— А что за народ населял эти места?
— В эпоху финала каменного века, переходного периода, когда появились уже медные изделия, но еще вовсю использовались каменные орудия, это были скотоводы.
— Возможно, это были древние предки башкир?
— Мы работаем над этим — нам надо доказать связь через шесть тысяч лет между этими скотоводами и современными жителями. Между древними и современными людьми находится до десятка различных культур, проследить преемственность очень сложно, поскольку это был период вторжений, миграций, смешения населения. Пока мы стараемся не фантазировать по этому поводу, поскольку это очень большая древность.
Открытие таких комплексов важно тем, что является свидетельством высокого уровня научных знаний о мироздании. Это значит, что люди обладали астрономическими познаниями, у них был достаточно подробный календарь, для его поддержания эта обсерватория и была необходима. То есть это были не просто скотоводы, живущие естественным ритмом — «пришла весна, пора отгонять стада на другие пастбища», или у охотников — «птицы прилетели, пора готовиться к подледному лову рыбы». Для проведения ритуалов в определенные дни надо знать точно — значит, была развитая религиозная система, сложные ритуалы, была каста жрецов, хранителей календаря, которые поддерживали эти знания и ритуалы.
— Языческая религиозная система?
— Язычество пронизывает нашу жизнь даже сейчас. Люди, называющие себя христианами или мусульманами, верят, допустим, в знаки Зодиака. Это языческие представления, возникшие в недрах каменного века на Ближнем Востоке, шумеры изобрели.
Жрецы, которые вели календарь, занимались изучением астрономии в рамках обряда, им нужно было сказать точное время, правильно предсказать какое-то событие. По сути, человек живет на земле, а все события, происходящие вокруг него, связаны с небом, поэтому он и смотрел в небо. Наблюдал за звездами и считал, что течение этих звезд по ночному небосводу связано с мифическими событиями, и каждое заметное созвездие обычно обозначалось определенным мифом у традиционных народов.
К сожалению, астрономические представления башкир — мы сейчас кинулись собирать эту информацию — уже почти утрачены и забыты.
— В легендах же есть — про Етегән йондоҙ (Большая Медведица), Ҡош юлы (Млечный путь)…
— Да, есть известная легенда о семи девушках, еще про зверей на луне, а больше ничего нет. Здесь нужны знания о конкретных созвездиях, потому что в древности каждый уважающий себя башкир (так записано исследователями) должен был знать созвездия, чтобы ориентироваться в пространстве и во времени. А для жрецов это были первостепенные знания, и такие обсерватории по всему миру являются свидетельствами того интереса.
— Сколько на территории России всего таких обсерваторий?
— Две и обе в Учалинском районе Башкирии. В России с этим проблема. Есть несколько предположений, но они еще не подтверждены. А обсерватория Ахуново-1 официально подтверждена. Есть четкие исследования археастрономов, они в ряде статей обосновывали, что это именно астрономическая обсерватория.
— Вторая еще ждет своего подтверждения?
— Да, но она точная копия первой. До размеров камней, до характера обработки. Мы осматривали и ту, и другую — в России таких обсерваторий больше нет. Считается, что укрепленные поселения бронзового века как-то связаны с подобным использованием, но это очень сомнительно. Сказать, что тот же Аркаим использовался как обсерватория — очень смело.