— Жизнь на нашу планету пришла из космоса, — уверен ученый Михаил Доломатов. — Сейчас идут большие споры о происхождении жизни. Одни считают, жизнь началась с простейших химических соединений. Допустим, до зарождения жизни уже существовали аммиак, метан, углекислый газ, которые находились в воде. Далее в результате внешних воздействий на этот океан (излучения, радиации) простые вещества начали превращаться в биологически активные соединения — аминокислоты, азотистые основания, из которых возникли белки и информационные молекулы РНК и ДНК. Затем появились вирусы и одноклеточные организмы.
Но ведь никто не наблюдал эти процессы в лабораториях, — говорит учёный, — дальше простейших аминокислот дело не идёт. Клетки и вирусы не образуются.
Существуют и другие гипотезы. По одной из версий, все заготовки жизни были сформированы в космосе. И на Земле сложные вещества (зародыши жизни) стали развиваться, когда температура мирового океана упала до ста градусов и ниже. Доломатов сторонник именно этой гипотезы.
Более того, около 20 лет назад профессор предположил, что все запасы углеводородов также находились в космосе. И только позже в процессе формирования планеты попали на Землю. Исследователи оценили примерные ресурсы этих веществ. Они огромны в пределах горизонта видимости современных телескопов. Космические запасы аминокислот и оснований ДНК и РНК исчисляются немыслимой цифрой — порядка десяти тысяч миллиардов масс Солнца. Хотя, что это в сравнении с Вселенной! Сложнейшие компьютерные расчёты были сделаны профессором совместно с кандидатом технических наук, доцентом УГАТУ Надеждой Журавлёвой. Результаты изложены в книге «Распределение молекул в межзвёздной среде и проблемы космогенеза нефти и биосистем», изданной институтом нефтехимпереработки (ГУП ИНХП РБ).
Только сейчас, казалось бы, фантастические предположения уфимского учёного находят реальное подтверждение в зарубежных астрономических исследованиях.
— О космосе мы знаем больше, чем о недрах Земли, — говорит Доломатов, — потому что по свету и радиоволнам, которые излучают молекулы, можно определить их структуру. В исследованиях используются данные радиоастрономии. Таким образом обнаружили большие запасы углеводородов на Титане. Традиционно полагают, что нефть — это остатки умерших растений и животных. Они разлагались в земле, прессовались. Но какие растения могут быть на спутнике Сатурна? А запасы углеводорода огромные. Какие растения и животные могут быть в туманности Ориона? Никаких, а нефтяные соединения там есть.
Все эти исследования — часть новых научных направлений, основанных Михаилом Доломатовым.
Он разработал теорию многокомпонентных систем с хаосом химического состава и феноменологическую электронную спектроскопию.
— Конечно, звучит мудрёно. Но в основе этих теорий лежит простой общий подход, который не требует детального знания механизмов о химических реакциях и структуры вещества, но тем не менее позволяет получить огромную информацию о его свойствах. Мы рассматриваем сложные вещества как многокомпонентные системы. Обычно химики и физики изучают вещества, разделяя их на составляющие. Например, выделяют гемоглобин и лейкоциты из крови или различные углеводороды из нефти. А мы изучаем вещества как единое целое. Этот подход даёт адекватное описание очень сложных объектов, таких как кровь, нефть, межзвездные облака, которые состоят из разных по своей природе химических веществ.
Небольшой группой уфимских учёных (учениками и соратниками Доломатова) найдены совершенно новые закономерности. В частности, оказалось, что свойства веществ, такие как плотность, молекулярная масса и энергия взаимодействия, или способность молекул отдавать-присоединять электроны, зависят от цвета. Разработана целая совокупность методов, которая находит применение в медицине, нефтехимии, астрономии и нанотехнологиях.
— Мы нашли метод определения состояния здоровья по свойствам крови. Традиционный анализ не всегда отражает реальную картину. А на более высоком уровне, когда спектр крови изучается как единое целое, появляется возможность находить слабые звенья в организме, отклонения от нормы. Обнаружены различия цвета крови при различных болезнях, которые определяются обычным лабораторным инструментом — спектрометром. Например, сдвиг цвета крови в желтую область характерен для больных циррозом печени, а сдвиг цвета в синюю область свидетельствует о заболевании почек.
Исследования проводятся совместно с Башкирским медицинским университетом и Республиканской клинической больницей. Проект находится пока на стадии эксперимента. К сожалению, нет необходимой государственной поддержки. Впрочем, за границей метод уже начинают внедрять. На эту тему опубликовано несколько статей в американском журнале «Клиническая медицина».
Справка «Электрогазеты».
Михаил Доломатов — физикохимик, доктор химических наук, кандидат технических наук, кибернетик, изобретатель, заведующий научной лабораторией Уфимского университета экономики и сервиса, профессор Башкирского государственного университета. Обладатель премии берлинского конгресса «EvroNanoTech — 2009». «Человек года — 2011» по версии Американского биографического института и «Человек 2012 года» по версии Британского биографического центра, член зарубежных физических и химических обществ.
На вопрос — почему именитый учёный предпочитает творить на родине, где фактически отсутствуют условия и материальная поддержка, Михаил Доломатов отвечает:
— Наука, прежде всего, моё призвание и хобби. Мне мало платят за научный труд, основной доход приносит преподавание и инженерные консультации. Однако именно здесь я занят исследованиями, которыми хочу заниматься, а не теми работами, которые навязывают различные структуры. Может быть, поэтому мы в отдельных случаях обгоняем зарубежных коллег, которые зависят от финансового диктата различных организаций и вынуждены подчиняться плановой политике различных ведомств. Истинное творчество не требует особых материальных затрат. Все мои идеи «отправились» в мир из моего кабинета в уфимской квартире и небольшой лаборатории, в которой я работаю со своими соратниками и учениками.