В Илишевском районе Башкирии, возле деревни Кипчаково, археологи Бирского филиала Башкирского государственного университета и Самарского государственного университета проводят раскопки древнего захоронения раннего железного века: II век до н. э. – I век н. э. Уже есть интересные находки.
Этот памятник исследуется достаточно давно. Первые планомерные раскопки были произведены здесь в 1992 году. И с тех пор сюда выезжает уже десятая экспедиция.
Заведующий археологической лабораторией Самарского государственного университета, доцент, кандидат исторических наук Сергей Зубов рассказывает:
— Этот памятник называется Кипчакский археологический комплекс, он один из наиболее значимых и интересных объектов на территории Башкирии, Татарии и Удмуртии. На основании исследования подобных памятников пишется история, создаются определенные гипотезы, отрабатываются различные направления научной мысли. Памятник состоит из городища – укрепленного поселка - и кладбища жителей этого поселка. Примерно две тысячи лет тому назад в этой местности жили люди, предположительно, финно-угорской группы. Всё указывает на то, что, скорее всего, это предки удмуртов. Городище рядом с кладбищем самое крупное из всех известных того времени на территории среднего Прикамья. Там, где сейчас южные границы Удмуртии, восточные границы Татарстана и северо-западные границы Башкортостана, проживали представители так называемой пьяноборской археологической культуры. Жили довольно компактно – 100-120 километров с севера на юг и около 100 километров с запада на восток. Самые западные границы ареала их проживания проходят по реке Ик. Восточные – возле нынешнего Бирска. Самые южные доходят до Бакалинского района по реке Сюнь. Северные – это правобережье реки Камы.
Сейчас археологи только начали работы на комплексе, провели раскопки до уровня могил, определили их количество. Их более 20. Успели вскрыть только две могилы, и сразу встретились интересные находки.
В захоронении девочки лет 4-5 найдены две бронзовые височные подвески и бусы. Украшения достаточно богатые для детского погребения, поскольку бусы импортные, из северного причерноморья, из римских мастерских. Изготовлены они из египетского фаянса.
Второе захоронение мужское, там найдена бронзовая ромбическая накладка на пояс и височная подвеска из желтого металла. Какой именно металл, покажет экспертиза. Предположительно, это золото.
Все находки, сделанные на Кипчакском археологическом комплексе, после исследований в Самарском университете, передаются в Национальный музей Республики Башкортостан. Часть находок хранится в Верхнеяркеевском краеведческом музее. Они составляют основную часть экспозиции.
Мы идем по раскопу, и Сергей Эдгардович рассказывает о том, как жили люди в те времена, разворачивает перед нами свои гипотезы и предположения.
— Городище было достаточно сильно укреплено. Потому что времена были неспокойные, племена враждовали друг с другом. Несколько лет назад, раскапывая здесь один из курганов, мы нашли большое захоронение, в котором были погребены взрослый мужчина и двое юношей лет 14-16. Все они были без голов. Учитывая то, что иногда попадаются захоронения, состоящие из одних голов, мы предполагаем, что налицо факт существования в те времена «охотников за головами». Как северо-американские индейцы охотились за скальпами, так племена, проживающие здесь, охотились за головами своих врагов. Голова была символом доблести.
И тут же, как фокусник, на глазах у изумленной публики добывает из земли наконечники стрел — костяные, железные, бронзовые.
В последние годы в своей работе археологи пользуются новыми инструментами и технологиями. Применяются не просто нивелиры и теодолиты, в обиход вошли новые тахиометры-роботы, современные георадары. Буквально на днях на эти раскопки приезжала команда геофизиков из Москвы, опробовала новую технику. Георадар сканирует землю на глубину около пяти метров – на экранах компьютера видно, где земля перекопана, а где она нетронута. Роботизированными тахиометрами они снимали новый, уточненный план местности.
Однако, по словам Сергея Эдгардовича, какими бы семимильными шагами не продвигалась вперед техническая революция, все равно основными инструментами для археологов являются лопата, совок, ножик, щеточка. Потому что любой археологический памятник находится под землей, до него надо добираться максимально осторожно.
Кстати, ничего лучше советских стальных лопат нет. Ими археологи копают землю до сих пор. А вот постсоветские гнутся, ломаются, и работать ими невозможно.
Территория копается секторами. Секторы нужны для того, чтобы легко можно было зафиксировать квадрат, в котором совершена определенная находка. Оставляются «бровочки» для стратиграфических наблюдений за залеганием почвы.
Бирский филиал Башкирского государственного университета участвует в раскопках второй год. Он оказывает экспедиции существенную помощь и людьми, и финансами. В этом году из Бирска на раскопки приехали 20 студентов первого курса под руководством доцента кафедры всеобщей истории Бирского филиала БашГУ Ильдара Акбулатова.
Здесь студенты проходят обязательную археологическую практику, выполняют все работы, снимают верхний слой земли до погребений и расчищают сами погребения.
Кроме студентов на раскопках трудятся школьники из нескольких уфимских школ микрорайона Сипайлово. Их привез энтузиаст своего дела, преподаватель истории средней школы № 29 Виталий Полосин. Он давно сотрудничает с учеными-археологами и практически ежегодно вывозит ребят на раскопки.
Школьники сами оборудуют свой лагерь, им, привыкшим пользоваться компьютером и мобильником, приходится овладевать другими инструментами – топором, пилой, лопатой, кувалдой. По четыре часа в день они работают на раскопе.
Помимо школьников, есть в лагере и ребята, уже закончившие школу. Постоянный завхоз лагеря Рената Кабирова будет учиться на эколога-природопользователя. Рустам Баймуратов уже учится в автотранспортном колледже, но продолжает ездить в археологические лагеря и считается, пусть и неофициально, заместителем Виталия Тихоновича. Близнецы Тарасовы уже первокурсники лицея №64, Дмитрий учится на повара-кондитера, а Михаил на автомеханика, но они по-прежнему остаются постоянными участниками лагеря.
И все они признательны своему педагогу, привившему им любовь к родной истории, Виталию Тихоновичу Полосину.
Археологи проработают на Кипчакском комплексе до 27 июля, вполне вероятно, что в оставшихся захоронениях им тоже встретится что-то интересное. Пока в избытке находятся наконечники стрел и черепки от посуды.