Все новости
Культура
18 Декабря 2019, 15:45

В Уфе откроется выставка елочных игрушек

В четвертый раз Национальный музей РБ порадует детей и их родителей новогодней экспозицией.

Фото автора.
Фото автора.
В четвертый раз Национальный музей РБ порадует детей и их родителей новогодней экспозицией. До открытия осталось несколько дней и сотрудники музея, словно саперы, осторожно распаковывают аккуратно сложенные елочные игрушки — из стекла, картона и ваты.
— Мои любимые игрушки, — трогательно отзывается о серии стеклянных игрушек — сказочных персонажей (дядьке Черноморе, старике с золотой рыбкой, бабке Бабарихе), выпущенных к 150-летию со дня рождения великого поэта Александра Сергеевича Пушкина, заведующая сектором по организации и проведению выставочных работ музея Алсу Муфтахова. Она будто давала игрушкам возможность рассказать свою историю, а шелестевшая оберточная бумага была их тихим разговором между собой.

Дрезденские игрушки — рыбки, птички, лошадки — сделаны из картона в дружественной стране более полувека назад, поэтому в отличие от стеклянных соседей, они не боятся упасть на пол.
За сказочным преображением из витрин внимательно наблюдает «гвардия» Дедушек Морозов и с некоторым нетерпением ожидает любопытную детвору.

Сказочным персонажам снова как в 1950 — 1970 годы, когда они были сделаны на советских заводах, хочется быть в центре внимания. Будет посвящена экспозиция и главному Дед Морозу страны — Александру Хвылю. В течение многих лет он выступал в этой роли на елке в Кремле.
Для молодого поколения удивительно, но после революции и вплоть до второй половины 30-х годов XX века празднование Нового года было под запретом. Когда его сняли, появилось много информации в газетах на темы, как украшать лесную красавицу и проводить детские утренники.
— Первым опубликовал в Советском Союзе статью «Давайте подарим детям елку» коммунист Петр Постышев. Ее копию мы тоже выставим под стекло, — добавляет Алсу Муфтахова и, упреждая мой вопрос, показывает на самодельный костюм космонавта. — В 1960-е годы после полета в космос он стал особенно популярным на детских утренниках.

А еще почти на каждой елке появились стеклянные ракеты.
В советский период серьезно претерпел изменения новогодний стол.
— В 20-е, 30-е, 40-е годы XX века из людей были «выпотрошены» все гастрономические традиции. Невозможно представить, что произошло. Говорят, что когда у нас реабилитировали Новый год, на столе появились салат «Оливье» и шампанское, — рассказывает завотделом истории края музея Вера Макарова. — Насколько я помню, праздник отмечали с водкой и селедкой под шубой. Некоторые считают, например, классик русской кулинарной литературы Елена Малаховец, что это дореволюционное блюдо. Я считаю, что салат появился в 1940-е годы. Ингредиенты самые простые: селедка, свекла, картофель, которые можно было легко купить в магазине.
Невольными свидетелями подготовки к новогоднему празднику в музее стали чебурашка, плюшевые медведи, в том числе их олимпийский брат, которых когда-то положили под елку в подарок.

Кстати, традиция дарить такие игрушки была и в дореволюционной России. Например, в Москве на выставке «Елка 100 лет назад» в большом выставочном зале Дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском, стоят столетние плюшевые медведи и собаки, а заводной слон даже сохранился в рабочем состоянии.
В России на елку обязательно вешали сладости. Детей к этому занятию не допускали, и они могли лишь по окончании праздника снять их. В дружественной Германии, с которой связаны столетиями династийных браков российские императоры, елку украшали корзиной с едой, вешали шпроты, бутылку шампанского. Для немцев Рождество было праздником обжорства: чем больше съешь, тем более благополучным будет твой следующий год. К тому же, в отличие от европейских стран, в России еще в первой четверти XIX века устанавливали елки из металлоконструкций. И когда в 1830 году во дворце впервые поставили настоящую лесную красавицу, больше всех обрадовалась жена Николая I — урожденная немецкая принцесса Шарлотта. Царским особам нравилась традиция переодевания (праздник ряженых), укоренившаяся при императрице Елизавете Петровне. Костюмы и маски помогали скрывать их личность, и они могли выйти на улицу и смешаться с толпой.
— Известно, что в Оренбурге дворянское собрание устраивало торжество сначала для своих детей, а на следующий день — для прислуги. Это было важно потому, что все благотворительные общества в то время разыгрывали лотерею, чтобы за счет собранных средств поддержать нуждавшихся, которые не имели возможности прийти на праздник. Конечно же, такие вечера носили благотворительный характер. Не исключено, что и в Уфе подобным образом проходили рождественские посиделки, — продолжила свой рассказ Вера Николаевна. — Как праздник проходил в столице Башкирии, лучше всех описал художник Михаил Нестеров. Накануне праздника он с семьей ходил в храм, а утром дочка Оленька вставала раньше всех и шла любоваться маленькой елкой, украшенной игрушками, и осматривала подарки. Через некоторое время в дом приходили славильщики и пели песню «Ангелы с пастырьми славят, волхвы же со звездою путешествуют…». Проводив их, семья усаживалась пить чай с вкусными штучками, которые напекла накануне хозяйка. После этого Михаил Васильевич уезжал с визитами, а жена принимала в доме таких же визитеров.
Художник пишет, что к ним приходил сосед — аптекарь Штехер с детьми — ровесниками его дочери. Кроме того, живописец рассказывает трогательную историю о том, как ехали через красивый зимний город к родственникам Мартыновским. Думаю, что они интересно проводили время. У хозяина дома Николая Мартыновского (он был художником) в то время тоже были маленькие дети. Вернувшись и отдохнув, Михаил Васильевич с домочадцами приступал к украшению настоящей елки, которая была под самый потолок. В Уфе было принято украшать лесную красавицу в день Рождества.

Новогодняя выставка в Национальном музее РБ распахнет двери для посетителей в 20-х числах декабря и продолжит работу до конца зимних каникул.
Автор:Шакиев Владимир
Читайте нас: