Мифический король Артур — фигура для англичан легендарная, героическая. То же, что для нас, например, Илья Муромец. Был он или не был на самом деле — доподлинно неизвестно. Но в национальном самосознании засел прочно: воин, защитник родной земли, носитель скреп опять же. Только если с нашем Муромцем всё понятно — идеал, пример для подражания, то с Артуром не так просто — и истории про него всякие рассказывают, и рыцари Круглого стола кунштюки всякие выкидывали. А сэр Ланселот и того пуще — за женой его ухлёстывал. Вот и получается: вроде рыцарь-легенда, а подступиться непросто. И пародировать не с руки, и героизировать никак не выходит. Особенно в наше скептическое время. Тут-то и подвернулся голливудским боссам Гай Ричи со своим неординарным подходом к английской истории.
Сегодня на экраны выходит масштабный фэнтези-блокбастер «Меч короля Артура», открывающий (если, конечно, повезёт) новую серию фильмов о мифическом правителе Англии. А накануне уфимские зрители смогли первыми оценить картину, побывав в кинокомплексе «Киномакс» на предпремьерном показе ленты, организованном Европой Плюс Уфа в рамках проекта «Киномай».
К истории короля Артура кинематограф обращался не раз, но не сказать, что попытки были уж очень удачными. Не считая пародийного фильма «Монти Пайтон и Священный Грааль», вспоминаются лишь «Первый рыцарь» с Шоном Коннери и Ричардом Гиром, невнятный «Король Артур» с Клайвом Оуэном и Кирой Найтли, веселый диснеевский мультфильм «Меч в камне» и, конечно, эпический «Эскалибур» Джона Бурмана, сегодня уже во многом устаревший.
Как бы там ни было, потенциал легенд «артуровского цикла» далеко не исчерпан. Поэтому масштабный проект о короле Артуре разрабатывался в недрах Голливуда уже давно. Писались различные сценарии, предлагались разные трактовки, подбирались режиссёры и актёры. Но всё было не то и не так: то актёры малоизвестны, то сценарий слабоват. Пока не появился Гай Ричи, предложивший сразу целый киносериал из шести частей. И продюсеры, падкие на фильмы с продолжениями, дали ему карт-бланш и 100 миллионов долларов на первую часть саги.
Режиссёр-ревизионист, уже переосмысливший образ Шерлока Холмса и размявшийся на киноремейке сериала «Агенты А.Н.К.Л.», обошелся с первоисточником Томаса Мэлори вольно и дерзко. Вместо бородатого волшебника Мерлина Ричи отдал Артура на воспитание в бордель, будущие рыцари Круглого стола превратились в уличную банду и разбойников с большой дороги, в Лондиниуме (будущем Лондоне) прекрасно уживаются европейцы, африканцы и китайцы с навыками кунг-фу, а меч Эскалибур творит такие фокусы, что целые армии падают ниц. К слову, ни Мерлина, ни Гвиневры здесь нет. Вместо них — безымянная чародейка, обладающая таинственной силой.
По сути Ричи создаёт свою мифологию, свой, близкий ему по духу Лондон, на улицах которого царят кулачные бои, а любой простолюдин колоритнее и интереснее напыщенного вельможи. И именно этот уличный опыт, знание настоящей жизни, а не мистические учения волшебника, дают Артуру необходимые качества для победы над узурпатором и управлением страной.
Конечно, без магии в мире артуровских легенд никуда. И хотя поначалу заметно, что для Ричи это инородный элемент, постепенно он входит во вкус. Да так, что к финалу фильма спецэффекты подминают под себя и сюжет, и героев. Видимо, поэтому западные критики разнесли картину в пух и прах, назвав её едва ли не худшим фильмом года. И их можно понять: канон нарушен, большинство героев не раскрыто (видимо, Ричи приберег для следующих фильмов), режиссерских самоповторов — пруд пруди, а уж про заимствования из «Властелина Колец» и иже с ним и говорить не стоит — всё на виду.
Но подходить с эстетическим мерилом к фильму, снятому для зарабатывания денег, наверное, не нужно. Основная задача у него — развлечь зрителя, дать ему зрелище. И с этим «Меч короля Артура» справляется на все сто.
Есть такая категория фильмов, которые так и хочется назвать «крутые». Яркий пример — «300 спартанцев». Сердцевина у них пустая, но внешне они сняты с таким вкусом, что мы готовы пересматривать их снова и снова. Чарли Ханнэм в главной роли, невероятная операторская работа Джона Мэтисона с фирменными «ричевскими» слоу-мо и неожиданными ракурсами, а главное — удивительная музыка Дэниэла Пембертона автоматически относят «Меч короля Артура» к разряду «крутых фильмов». И чем больше желчи прольют критики, тем более сильной будет зрительская любовь, тем более культовым его статус.