Со времён выхода «Чужого» зрители уже привыкли к историям о космических монстрах, терроризирующих, а то и уничтожающих экипаж корабля. Различные вариации на эту тему стабильно появляются на экранах и пользуются переменным успехом у поклонников жанра. Сказать что-то новое здесь уже вряд ли можно, но амбициозный швед Даниэль Эспиноса решил предложить свой взгляд на традиционную тему, собрав для этого звездный актерский состав, которому бы позавидовали многие именитые режиссёры.
Сегодня в российский прокат выходит фантастический триллер «Живое», главные роли в котором сыграли Джейк Джилленхол, Ребекка Фергюсон, Райан Рейнольдс и российская актриса Ольга Дыховичная. А накануне уфимские зрители смогли первыми оценить новинку, побывав в кинокомплексе «Искра IMAX» на предпремьерном показе фильма, организованном «Авторадио Уфа» и Sony Pictures.
Картина рассказывает об экипаже Международной космической станции, который принимает на борт капсулу с Марса с образцом живой материи. В целях безопасности исследования решено провести прямо в космосе. Однако прорыв, связанный с открытием существования внеземной жизни, вскоре оборачивается трагедией. Существо развивается, эволюционирует и начинает само диктовать правила. Теперь у космической миссии одна задача — выжить и не дать пришельцу попасть на Землю.
Швед Даниэль Эспиноса, несколько лет назад снявший крепкий боевичок «Код доступа «Кейптаун», привлек к себе внимание антисоветским фильмом «Номер 44», который со скандалом не выпустили в российский прокат в преддверии 70-летия Великой Победы. Причём разговоров о картине было гораздо больше, чем она того заслуживала. Вместе с тем хорошие актеры продолжают тянуться в проекты Эспиносы, хотя есть подозрение, что вовсе не из-за художественных достоинств.
Вот и фильм «Живое» собрал звёзд первой величины. Проблема лишь в том, что сценаристы, ранее работавшие над «Дэдпулом», не смогли предложить им многогранных персонажей и сколь-нибудь глубокой драматургии. В этом плане перед нами сплошные клише: разочаровавшийся в жизни армейский доктор, отважная женщина-капитан, увлекающийся учёный, человек с секретным протоколом от властей и, конечно, парень, который погибнет первым.
«Живое» отчаянно пытается быть похожим на «Чужого», «Нечто», «Гравитацию» и еще десятки фильмов, вбирая в себя всё лучшее из них. И это было бы неплохо, не превратись это в слепое копирование общих мест и расхожих штампов. В итоге такой подход бьёт и по сюжетной логике повествования, отдавая ключевые повороты истории на откуп случайности, а не закономерности. Хотя надо признать, что у картины есть несколько сильных сцен, а за финальный твист ей и вовсе хочется простить все недостатки. Это один из немногих современных фантастических фильмов, где авторам удалось не «слить» концовку, а сделать все правильно и вполне закономерно.
Неоспоримым достоинством «Живого» является и виртуозная операторская работа одного из лучших современных операторов Шеймаса МакГарви. Он одинаково прекрасно работает как в камерных фильмах («Гордость и предубеждение», «Анна Каренина»), так и на масштабных студийных проектах («Мстители», «Годзилла»). Учитывая его склонность к длинным планам (достаточно вспомнить знаменитую сцену эвакуации из Дюнкерка в «Искуплении»), вряд ли можно было найти более подходящую кандидатуру для съёмок космического блокбастера. Открывающая фильм сцена в невесомости МКС, снятая одним дублем без монтажных склеек, поражает воображение. Камера словно летает по кораблю вместе с героями так, что даже у зрителя начинает кружиться голова. Конечно, это явная отсылка к «Гравитации», только там действие происходит в открытом космосе, а не в замкнутом пространстве.
В сухом остатке «Живое» — это крепкий образчик герметичного кино, космического клаустрофобического триллера. Да, Эспиносе не хватает опыта и смелости сказать собственное слово в этом жанре. Но зрительский успех картине гарантирован. Это добротная фантастика, за которую не стыдно.