В Государственном концертном зале «Башкортостан» проходит фотовыставка, организованная по итогам фотоконкурса «Живая природа Башкортостана». В конкурсе участвовали 54 фотографа со всей республики, было представлено более 500 работ.
Не секрет, что хорошие кадры достаются фотохудожникам нелегко. Приходится затрачивать много сил и времени, чтобы передать зрителям красоту живой природы. О своем творчестве и о том, как строится их работа, рассказали некоторые участники выставки.
Член Русского географического общества Илфир Исламгазин, отметивший в этом году 70-летие, представил на выставке индивидуальный стенд — 56 фотографий.
— Я увлекался рисованием и фотографией с детства, — рассказывает Илфир Исхакович. — Интересно было проявлять пленку в темной бане при красном свете. В 17 лет, с первой зарплаты, купил фотоаппарат «Смена». Потом приобрел «Зоркий». После армии занятия фотографией прекратил до появления электроники. Когда появились цифровые аппараты, сначала купил «мыльницу» «Олимпус», потом была техника посерьезнее. Очень люблю снимать пейзажи, у нас прекрасные места. Я получаю от этой красоты энергию и стараюсь передать ее зрителям.
Кроме пейзажей Илфир Исламгазин занимается макросъемкой, фотографирует насекомых и небольших животных. Чувствуется, что он любит своих персонажей. Рассказывает о них с нежностью.
— Если есть настроение заняться охотой, мне далеко ехать не надо — я выхожу в сад и начинаю охотиться. Например, у меня в саду живут осы. На одном из снимков оса на яйцекладке. Оказывается, она следит за температурой воздуха в своем гнезде. Если жарко — начинает крылышками быстро-быстро махать — вентилирует, охлаждает жилище. Когда макросъемку делаешь, то видишь такие детали, которые не видно обычному глазу. Посмотрите на осу — какие у нее шипы на ногах, она же выглядит, как боевая машина.
Очень долго я ловил шершня. Они прилетают на виноград — пить сок. Виноград уже дозрел, я охотился-охотился, но нормальный снимок сделать не смог. А однажды пошел в теплицу, смотрю — сидит мой шершень на картофельной ботве. Я вернулся в дом за фотоаппаратом, он меня ждал. А потом позировал. Очень симпатичный.
И гусеница бабочки махаона очень симпатичная. У нас в саду, на листьях моркови жила. Я видел, как она рот открывает, но не смог снять. И бабочка потом красивая получается.
А вот как он снимал ящерицу.
— Мой сын летает на параплане. И я в начале мая поехал с ним. Утром встал, жаворонки летают, чуть не на голову спускаются, так приятно. Ящерицы бегают на склоне. А эта на моей фотосумке сидит, шипит. Языка нет, зубов нет. Сделал ее портрет. Самое главное при макросъемке — чтобы глаза четко вышли. Это получилось, — рассказывает «Электрогазете» фотограф.
В работе фотомастера есть свои тонкости. Чтобы кадр получился, надо подобрать ракурс, точку съемки, освещение, создать композицию. Бывает, что вроде в фотографии ничего особенного нет, а что-то в ней цепляет. И человек даже не всегда понимает, почему ему нравится тот или иной снимок.
Среди работ фотохудожника есть снимок «Муравьи на бутоне пиона». Почему-то я выделила его среди остальных. Мне этот бутон напомнил земной шар, а муравьи — его население. Наверное, действительно, у каждой работы есть свой зритель.
Кроме того, что фотохудожники затрачивают много сил и времени на свое творчество, они иногда и здоровьем рискуют ради интересных кадров, ведь снимать им приходится не только насекомых, но и хищников.
Например, заслуженный работник культуры РБ, член Русского географического общества Фаиль Абсатаров, победивший в номинации «Природа и человек» и ставший призером в номинации «Пейзаж», вспомнил, как однажды, пытаясь сделать хороший снимок, чуть не стал жертвой медведя.
Фаиль частенько ездил к знакомому фермеру, который разводит лошадей. У того огромный табун лошадей — тысяча голов. А еще на его ферме жили медвежата. Снимать животных — одно удовольствие, особенно маленьких, они всегда непосредственны и красивы. Но медвежата незаметно подросли и стали почти взрослыми медведями. И вот однажды, в очередной раз отправившись на ферму, Фаиль обнаружил, что его маленькие четвероногие друзья стали большими, и решил запечатлеть медведя в лесу. Фермер выпустил медведя, и какое-то время, как и планировалось, фотограф снимал хищника на фоне дикой природы. А потом этот хищник, который совсем недавно был маленьким и играл с Фаилем, решил вспомнить детские забавы.
— Медведь ко мне подскочил, меня обнял и дышит мне в ухо, — рассказывает фотограф. — Хотел, наверное, выразить свои теплые чувства. А зверь здоровенный, так меня сжал, что я чуть дышал. Первым делом я фотоаппарат над головой поднял, чтобы зверь его не загрыз. О том, что он меня может загрызть, я подумал во вторую очередь. Но двинуться в его объятьях я не мог. Так мы и стояли, обнявшись, потом испуганный хозяин подбежал, засунул палку между мной и медведем и, как рычагом, нас разъединил. Я еле отдышался. Но с тех пор прошло уже много времени, и сейчас я рассказываю об этом со смехом.
Призерами конкурса фотохудожников кроме вышеназванных Фаиля Абсатарова и Илфира Исламгазина стали Зульфия Трухина, Владимир Ляпин, Евгения Забиян, Дмитрий Кочергин, Олег Баровой, Ильдус Нурмухаметов, Валентина Старцева, Айдар Рахматуллин, Аркадий Севостьянов, Татьяна Губина, Екатерина Манкевич, Александр Сначев.
Все они получили награды от организаторов конкурса — регионального отделения Русского географического общества в РБ и Дирекции по особо охраняемым природным территориям РБ.