Когда в разных точках планеты в нескольких метрах над землей зависают 12 инопланетных кораблей странной формы, людей, политиков, военных, учёных беспокоит только один вопрос: с какой целью они сюда прибыли? Найти ответ нелегко: пришельцы негуманоидной формы не понимают язык землян, издают нечленораздельные звуки и в принципе не настроены на конструктивное общение, предпочитая политику невмешательства в дела Земли. Для решения загадки военные привлекают одного из ведущих лингвистов Америки Луизу Бэнкс (Эми Адамс) и физика-теоретика Иэна Доннелли (Джереми Реннер). Вот только смогут ли вооруженные силы всего мира воздержаться от эскалации конфликта, пока наука пытается установить контакт и понять намерения пришельцев?
Сегодня в российский прокат выходит один из самых многообещающих фильмов этого года — научно-фантастическая драма Дени Вильнёва «Прибытие». А накануне уфимские зрители смогли первыми оценить картину, побывав на предпремьерном показе, организованном радиостанцией DFM и Sony Pictures в кинокомплексе «Искра IMAX».
Стоит сразу оговориться, что не стоит ждать от «Прибытия» море экшена и спецэффектов, предполагая, что перед вами очередной образчик «попкорнового кино». Эта картина проходит по разряду «умной» научной фантастики — жанра, который в последние годы переживает не лучшие времена, но благодаря «Интерстеллару» и в какой-то степени «Гравитации» постепенно возвращается на большие экраны. Впрочем, и здесь режиссёр Дени Вильнёв не изменяет себе: под видом высокобюджетного блокбастера он протаскивает стопроцентное авторское кино, в котором «что» гораздо важнее, чем «как».
При просмотре «Прибытия» поначалу сложно избавиться от сравнений с великими — Стэнли Кубриком, Андреем Тарковским, Терренсом Маликом. На заднем плане мерещится и тень Кристофера Нолана. Этому во многом способствует завораживающая операторская работа Брэдфорда Янга, медитативная музыка Йохана Йоханссона и Макса Рихтера, неспешный ритм повествования и вся образная система картины, полная метафор и параллелей.
К счастью, весь этот богатый инструментарий Дени Вильнёв использует для того, чтобы создать исключительно авторское высказывание, выразить свои мысли о мире и человеке. И даже история с пришельцами здесь всего лишь необходимый фон, на котором ярче и полнее раскрываются судьбы людей и их предназначение.
В этом смысле выбор Эми Адамс на главную роль — безусловная удача. Одна из талантливейших актрис современного Голливуда, она до сих пор довольствовалась, как правило, ролями второго плана, неизменно показывая тончайшую игру, полную нюансов и оттенков. В «Прибытии» она наконец-то в полной мере демонстрирует широчайший актёрский диапазон, превращая ленту в свой бенефис. И, несмотря на то, что киноакадемики не сильно жалуют фантастику, эта роль — серьёзная заявка на «Оскар». Хочется верить, что её шестой по счёту поход за статуэткой может увенчаться заслуженной наградой.
Конечно, не всё в картине упирается в личную драму об обретении себя, цене любви и силе утраты. Научно-фантастического в картине хватает с избытком. Недаром, как и в случае с «Интерстелларом» Кристофера Нолана, рядом с кинематографистами работал целый штат учёных, консультировавших их по вопросам теории коммуникаций и физики. Науке здесь уделяется огромное внимание. И вряд ли когда-то ещё в кино работа лингвиста получала такое масштабное освещение.
Но как ни крути, все рассуждения о языке, времени-пространстве, масштабные физические концепции в «Прибытии» носят лишь вспомогательный характер. Для Вильнёва гораздо важнее донести мысль о высшей миссии человечества, которая ещё впереди. О том, что стоит забыть о будничных проблемах, международных конфликтах и просто посмотреть на звёзды, осознав, что мы не одни во вселенной. И о том, что миром правят не политики или военные, а благородство, самопожертвование и, конечно, любовь.