На прошлой неделе в уфимских кинотеатрах стартовала мощнейшая экзистенциальная драма «Выживший», поставленная триумфатором прошлогоднего «Оскара» Алехандро Гонсалесом Иньярриту. Снятый в традициях «магического реализма», фильм в лучших своих моментах достигает величия античной трагедии.
Сюжет картины основан на реальных событиях, произошедших почти 200 лет назад на Диком Западе. В 1823 году группа охотников, добывающих пушнину, была атакована индейцами. Немногие выжившие, спрятав добычу, отправляются в полный опасностей путь до ближайшего форта. Во время одной из остановок на следопыта Хью Гласса, сопровождающего группу, нападает медведица гризли. Тяжело раненного, его оставляют на поруки двум добровольцам, которым поручено провести с ним последние часы и достойно похоронить. Но те бросают его на произвол судьбы — без оружия, провианта и каких-либо надежд на выживание. Однако Гласс не сдается. Израненный, он решает добраться до людей и отомстить обидчикам. Впереди — 300 километров снегов, гор, ледяных рек и непролазной тайги…
По гамбургскому счету, «Выживший» держится на трех могучих столпах — Любецки, Ди Каприо и Иньярриту. Именно в такой последовательности. Потому что успех этой картины, в первую очередь, складывается из виртуозной операторской работы, затем — выдающейся актерской игры, а уже потом — уникального видения режиссера, который уступает напору двух титанов.
«Выживший» — визуально совершенное кино. Мексиканец Эммануэль Любецки давно завоевал право называться лучшим оператором современности, что подтверждают два полученных подряд «Оскара» за «Гравитацию» и «Бёрдмэна». Не будет сюрпризом, если и в этом году статуэтка снова уйдет в его руки. Работая с перфекционистом Терренсом Маликом («Новый Свет», «Древо жизни»), Любецки поднаторел в умении наводить в кадре красоту, наполнять смыслом малейшее дуновение ветра в траве или стволах гигантских деревьев.Рядом с этими лесными исполинами, олицетворяющими могучие силы природы, человек всегда слаб и ничтожен. Кроме того, Любецки любит длинные дубли с необычными ракурсами фактически без монтажных склеек. Эту технику он продемонстрировал в «Бёрдмэне», в «Выжившем» он доводит ее до совершенства, но использует ее лишь как прием. Гораздо важнее то, что свой богатый визуальный инструментарий он использует для того, чтобы рассказать историю и с помощью образов дать зрителю ключ к пониманию картины.
«Выживший» — это и бенефис Леонардо Ди Каприо. Давно превратившийся из смазливого мальчонки в одного из ведущих актеров Голливуда, Лео выдает перфоманс исключительной силы на грани физической трансформации. Все, что пережил его герой, актер испытывает и на себе, поскольку съемки проходили не в теплом павильоне, а в суровой канадской тайге. Поэтому были и обморожения, и поедание сырого мяса, и плавания по зимним рекам, о чем Лео сейчас с удовольствием рассказывает. Но вместе с тем актер создает титанический образ, достойный античных предков.
За последние годы что-то подобное проделывал только Дэниел Дэй-Льюис в фильме «Нефть». И конкурентов на предстоящем «Оскаре» в этом году у него просто нет — если не давать статуэтку за такую работу, то тогда за что же её давать?
На фоне Любецки и Ди Каприо фигура режиссера несколько теряется. Порой, можно подумать, будто его нет вообще. Но это, конечно, не так. Именно Иньярриту был главным двигателем проекта. Он настоял на съемках на природе, исключительно в хронологической последовательности и только при естественном освещении, из-за чего съемочный период растянулся на долгие 11 месяцев. Благодаря его стараниям, бюджет авторского по сути кино вырос с 60-ти до 135 миллионов долларов. Именно он морозил актеров и всю съемочную группу, добиваясь реалистичности. И в каждом кадре видна идея, которую он попытался вложить в фильм.
Только на первый взгляд «Выживший» — это кино о желании жить и стремлении отомстить. На самом деле Иньярриту снимает фильм о поисках бога. Стоит присмотреться повнимательнее — и всё становится на свои места: и видения Гласса, и разговоры главных героев (вспомните, разговор про то, что бог был белкой), и их поступки. В роли бога здесь предстает Природа — величественная и опасная, способная дарить и отнимать жизнь. Порой она сдерживает свои бурные силы, и мы слышим ее ропот, а порой она разливается потоками, унося в небытие творения рук человеческих. И операторская работа Любецки это только подчеркивает — ведь благодаря ей мы даже можем увидеть дыхание бога.
P.S. Сегодня «Выживший» был удостоен трех наград на церемонии вручения премии «Золотой Глобус», в том числе как лучший фильм года. На очереди — «Оскар».