Все новости
Культура
16 Ноября 2015, 19:07

Уфимские воспитанники Хабенского взорвали зрителям мозг

В Уфе состоялся показ спектакля «Ха-ха-чу», подготовленный воспитанниками уфимской студии творческого развития благотворительного фонда Константина Хабенского.

Фото автора.
Фото автора.
В Уфе состоялся показ благотворительного спектакля «Ха-ха-чу», который подготовили воспитанники уфимской студии творческого развития благотворительного фонда Константина Хабенского. Вместе с юными артистами на сцену вышел и сам известный российский актер Константин Хабенский.
«Ха-ха-чу» — это ироническая сказка в жанре вербатим. То есть спектакль состоит из реальных монологов обычных людей, которые перепроизносятся юными артистами на сцене. Премьера этой яркой и необычной постановки состоялась на V Всероссийском фестивале студий творческого развития благотворительного фонда Константина Хабенского «Оперение 2015» в Санкт-Петербурге. 5 ноября воспитанники уфимской студии представили свою постановку в Воронеже. «Ха-ха-чу» уже назвали спектаклем-провокацией и спектаклем-тайной.
До начала спектакля представители уфимской творческой студии и сам Константин Хабенский встретились с журналистами и рассказали об особенностях постановки.
— Процесс работы над спектаклем длился долго, — рассказывает куратор уфимской студии Гюзель Абушахманова (Акбердина). — На сцене зрители видят то, чем мы болеем сегодня, что нам небезразлично. Нам важно, каким дети видят окружающий мир, каково их душевное состояние. Задачей педагогов было направлять детей, но ни в коем случае не отвергать идеи, которые они предлагали. Спектакль «Ха-ха-чу» — детский творческий посыл взрослым.
— Мы целиком опирались на мировоззрение детей, на их самоощущение, — добавил ведущий педагог уфимской студии Ренат Фатхиев. — Мы говорили с ребятами по душам, обсуждали, что их волнует, прислушивались к тому, что они хотели сказать нам, взрослым. Конкретной схемы спектакля у нас не было вплоть до премьеры. Мы все время что-то меняли и добавляли. Много идей мы так и не воплотили на сцене.
— Мы говорим о том, что спектакль «Ха-ха-чу» детский, но это не значит, что он примитивный, и относиться к нему нужно снисходительно, — отметил Константин Хабенский.

— Детский, в первую очередь, означает честный. Конечно, дети не являются профессиональными актерами, но уровень честности, энергетического заряда и веры в то, что они делают, зашкаливает. У нас получился замечательный на разрыв мозга спектакль. Я считаю, он должен жить. И он живет и постоянно меняется.
Представители уфимской студии сообщили, что после нового года спектакль обязательно будет показан в российских городах. А Константин Хабенский поделился своими впечатлениями о том, как восприняли «Ха-ха-чу» воронежские зрители:
— В Воронеже у нас состоялся пробный показ перед широкой аудиторией. Как выяснилось, не все взрослые хотят слышать, о чем говорят и думают дети. Спектакль получился очень ершистым с точки зрения тех вопросов, которые поднимают ребята. Стоя в зале, я наблюдал за зрителями. Многие некоторое время сидели скукожившись. Но азарт, честность и энергия юных артистов вскрыли эту броню. Во время спектакля монолог за монологом я видел, как зрители сдаются, как они открываются. В конце зрители были готовы подключиться к процессу и идти вместе с ребятами. Добиться этого не так-то просто. На сцене идет настоящая борьба за внимание зрителей.
Всего в спектакле задействованы 35 детей. Все они занимаются в уфимской творческой студии Хабенского.

Всего же в России открыто девять таких студий.
— Наши студии успешно работают и развиваются, появляются действительно стоящие проекты, которыми мы гордимся, — отметил куратор студий творческого развития Хабенского Евгений Гуров. — К их числу относится и уфимский проект «Ха-ха-чу». Вообще могу отметить, что у каждой студии свое лицо и почерк. Нам это очень нравится, мы стараемся это поддерживать и культивировать. Уфимцы, на мой взгляд, вдумчивы, по-хорошему серьезны, что не мешает им быть открытыми, яркими и бесшабашными.
— Для меня уфимская студия — это, в первую очередь, сложившаяся мощная команда, которая не боится пробовать и ошибаться, — добавил Константин Хабенский. — Ребята очень подвижны и в физическом, и психологическом плане. Мне это нравится.
Куратор уфимской студии Гюзель Абушахманова рассказала, что в спектакле задействована одна девочка-инвалид, которая занимается в экспериментальной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Несмотря на то, что ей достаточно тяжело работать наравне со всеми, она отлично справляется.
Константин Хабенский признался журналистам, что свою роль в спектакле он не репетировал и до конца не определился с монологом:
— Я буду рассказывать свою историю. Пока еще не решил какую, но свою. Примерное направление я понимаю, но я еще пофантазирую, подумаю.
Спектакль начался со стихотворения современной поэтессы Даны Сидерос:
«Дети уходят из города к чертовой матери.
Дети уходят из города каждый март.
Бросив дома с компьютерами, кроватями,
В ранцы закинув Диккенсов и Дюма…»
Его очень эмоционально прочла юная актриса. Аккомпанировала ей молодая пианистка. Музыка и слова дополняли друг друга настолько, что зрители впали в оцепенение. Далее шли танцевальные этюды вперемешку с откровениями детей. Одна девочка рассказала о том, что боится сцены. Другая поделилась со зрителями тем, что ее отец пьет. Третья сообщила, что зависит от чужого мнения. Мальчик рассказал о том, как в детстве попытался украсть из магазина мыльные пузыри, но его поймали. Очень запомнился монолог девочки, у которой умерла мама, и она не успела с ней попрощаться.
Когда на сцену вышел Константин Хабенский, зрители оживились. Известный актер признался, что чувствует себя белой вороной:
— Я всегда пытаюсь оправдать поступки других людей. Поступки не всегда приятные, не всегда правильные с нашей точки зрения. Но я пытаюсь понять их мотивировку.
Потом он поведал поучительную историю об аборигенах, синем льве и 500-метровой пальме и в конце своего выступления сказал:
— Мы не добиваемся никаких целей. Мы просто говорим о том, что нас волнует. Мы говорим об этом честно. Не бойтесь пытаться понять других людей. Потому что понять — это уже означает чуть-чуть простить. Будьте честными и искренними.
На сцене Константин Хабенский находился не больше пяти минут, но его выступление зрителям запомнилось.
Последний монолог в спектакле был посвящен военным конфликтам. Мальчик, стоящий на сцене, размышлял о границах между государствами:
— Если я захочу обойти весь земной шар, сколько раз меня убьют? Зачем нужны границы? Зачем мы отделяем себя от любых, не похожих на нас людей? Наверное, потому что мы боимся довериться, потому что кто-то когда-то обманул наше доверие. Искренне могут довериться только дети, но потом и они вырастают, и кто-то обманывает их доверие, и они возводят стены, чтобы защититься…
Зрители восприняли спектакль по-разному. Кто-то не понял, что происходит на сцене, кто-то был настолько впечатлен, что не мог произнести ни слова.

Но в итоге детям зрители аплодировали стоя. В конце на сцену вновь вышел Константин Хабенский.
— Я очень надеюсь на то, что вы поняли, чем мы занимаемся, — сказал артист. — И даже если вы не поняли, чем мы занимаемся, мы будем заниматься этим дальше.
Автор:Колоколова Елена
Читайте нас: