Даже те, кто совсем далек от балета, знают про «Лебединое озеро». Да что там! Для многих непосвященных само балетное искусство ассоциируется с «Танцем маленьких лебедей», с его удивительно легко и навсегда запоминающейся музыкой, с точеными фигурками его исполнительниц в белых пачках (балетная юбка — прим. авт.). А ведь это лишь одна небольшая сцена всемирно известного творения Петра Чайковского, которое включает два действия и длится больше двух часов. Так что неудивительно, что постановки «Лебединого озера» всегда проходят с аншлагом. Не стал исключением и спектакль, состоявшийся 19 июня в Государственном концертном зале «Башкортостан». Жарким вечером пятницы, в канун уикенда, многие предпочли остаться в городе, чтобы не пропустить представление. И не были разочарованы! Происходящее на сцене было — как бы правильно подобрать слово! — сказочным, волшебным.
Декорации, костюмы, свет и, конечно, завораживающая музыка гениального композитора и мастерство танцоров Башкирского государственного театра оперы и балета — все было на высоте! «Лебединое озеро» в репертуаре театра с 1998 года. За это время образы героев спектакля примерили на себя многие артисты труппы. Не исключение и главная женская партия Одетты-Одиллии. На этот раз ее исполнила прима башкирского театра Гузель Сулейманова. Незадолго до выступления она рассказала читателям «Электрогазеты», что для нее этот балет.
«Станцевать «Лебединое озеро» мечтает любая балерина, а исполнить основную партию — это значит взять определенную высоту, подняться на целый уровень выше. Причем не каждая балерина по своим данным может «вытянуть» эту партию, достигнуть этой планки, — отметила наша собеседница. — Сама я довольно долго шла к этой роли — исполнила ее на четвертый-пятый год работы в театре. На сегодняшний день мой стаж на сцене составляет уже 20 лет, но каждый раз перед «Лебединым озером» я волнуюсь, пожалуй, больше, чем перед любым другим спектаклем. Партия Одетты-Одиллии и сложная, и интересная, а еще для балерины здесь открывается столько возможностей для творчества! Одетта — это лирический, романтический образ, а Одиллию каждая по-разному исполняет: она то больше бравурная, соблазнительная, то холодная, коварная. Я тоже каждый свой спектакль стараюсь танцевать по-разному, ищу новые нюансы. В нашем деле без этого нельзя. Ведь сколько у меня уже «Лебединых» было! Мы за одни гастроли порой по 50 спектаклей отрабатываем! И если в каждый спектакль ты не будешь вносить что-то новое, что-то совершенствовать, если будешь, как робот, просто отрабатывать, ты не будешь даже стоять на месте — ты скатишься вниз. В нашем деле мы всю жизнь учимся. Даже педагоги, которые закончили сценическую карьеру, продолжают учиться на своих учениках. И сама профессия не стоит на месте! Все движется вперед, все более высокие требования предъявляются к балеринам — сейчас уже 32 фуэте никого не удивишь! Техника очень сильно развивается. И притом, что все должно быть четко с технической точки зрения, надо делать это настолько филигранно, настолько легко показать на сцене, чтобы зритель не увидел того труда, который ты вложил в эту партию в балетном зале.
Бывает, напряжение очень сильное — какие-то факторы, которые усложняют выступление, — но танцевать надо так, чтобы зритель ничего не увидел, чтобы ему казалось, что тебе все легко и просто дается.
После увиденного никто и не сомневался — станцевать «Лебединое озеро» Гузель Сулеймановой нипочем! При этом, судя по зрительским впечатлениям, наиболее полно ее талант раскрылся во второй части балета, когда она предстала в образе Одиллии.
«Сначала я даже не понял, что это одна и та же балерина, — признался зритель Максим. Он не стал скрывать, что пошел на балет по настоянию своей жены, и в итоге нисколько об этом не пожалел. — Балет смотришь без напряжения, без ощущения, что ты не до конца вникаешь в суть происходящего на сцене. Правда, перед спектаклем я прочитал его краткое содержание. Думаю, теперь всегда так буду делать и всем рекомендую — для полноты восприятия!
«Это было очень красиво! — делится впечатлениями еще одна зрительница Гульнара. — А прима-балерина была особенно хороша в черном. Безусловно, своя прелесть есть и в трогательной, наивной Одетте, но когда на сцену вышла Одиллия — энергетика была просто бешеная! Загадочная улыбка, глаза горят! С технической стороны Гузель Сулейманова в обоих образах была безупречна, но именно в роли Одиллии в полной мере раскрывается талант даже не как балерины, а как актрисы. Еще меня впечатлила игра исполнителей главных мужских ролей и запомнились несколько балерин. Сейчас зайду на сайт театра оперы и балета и посмотрю, кто это был».
«Лебединое озеро» знают и любят везде, во всем мире. Это синоним русского балета. Никто, наверное, так душевно не исполняет ту же партию Одетты, как представители русской школы, — отметила по этому поводу Гузель Сулейманова. — Китайцы, например, очень любят «Лебединое озеро». Я раз пять была в Китае, это были длительные гастроли, по два-три месяца, и основная масса спектаклей — это именно «Лебединое озеро». Для китайцев это даже своего рода традиция — ходить на этот балет. Причем в каждой стране есть свои особенности восприятия «Лебединого озера». Китайцы, к примеру, из всего балета выделяют «Танец Маленьких лебедей», поэтому это должны быть хорошо станцованные девушки, чтобы ножками четко, синхронно работали. Обычно китайцы начинают аплодировать в начале танца и не перестают до самого конца. Ну и 32 фуэте — эти необычные зрители считают каждое фуэте, чтобы было четко 32!