Константин Трегубов — художник-самоучка. Уроженец села Ново-Троицкое Иглинского района, Константин Федорович всю жизнь проработал в системе профтехобразования, открыв в себе талант живописца лишь в очень зрелом возрасте. Язык его картин — искренних, ярких и самобытных — понятен каждому и зажигает в душе самые теплые и добрые чувства.
— Вся моя жизнь прошла в деревне, — рассказывает Константин Федорович. — По образованию я инженер-механик сельхозтехники, много лет работал в сфере профессионального образования, готовил специалистов-каменщиков, электриков, трактористов, комбайнеров, водителей. Все время занимала работа, но уже тогда я чутко реагировал на красоту родного края. Мне очень нравилось фотографировать пейзажи, бывать на природе.
К занятиям живописью меня подтолкнули знакомство и дальнейшая дружба с заслуженным работником культуры Республики Башкортостан, художником Анатолием Романовым. Как-то раз я посмотрел, как он смешивает краски, и захотелось написать что-то свое. Так и появилась моя первая картина — ваза с георгинами.
Откуда вдруг появилось это умение — трудно объяснить. Быть может, «сработали» деревенские корни, генетическая близость к истокам — родился я в деревне, которую еще в позапрошлом веке основали мои прадеды, приехавшие в Башкирию из Вятской губернии. Как бы там ни было, я понял, что замечаю изменчивую красоту окружающего мира, а «выхватив»эту красоту, уже не могу не передать.
Полноценно окунулся в творчество Константин Федорович в 2007 году, когда ему было 70 c небольшим. С тех пор он нарисовал множество картин, удивляя родных и друзей своей плодовитостью живописца.
Не зря говорят, что мастер живописи, художник-профессионал насыщен знаниями о том, «как надо», а любитель просто рисует от души. В картинах Константина Трегубова — искреннее отношение к природе, любовь к земле, трепет и восторг патриота. Мимолетно скользнуть взглядом по картине Константина Федоровича не получится. Его полотна заставляют остановиться, приглядеться — и вот ты уже заворожен красотами Иглинского района. Леса и поля, реки и луга переданы с удивительной точностью и любовью, — ты будто смотришь в окошко из деревенского дома и не можешь надышаться родным свежим воздухом.
Особенность его творчества — наивность и чистота, располагающие к себе зрителя. Работы выполнены в манере примитивизма, а названия картин совершенно бесхитростны: «Ночь при луне», «Лосиный переход», «Поздняя осень», «Березы», «Ромашки», «Зима», «Красоты осени», «На рыбалке»… Но глядя на них, ты будто наполняешься светлой энергией, а заодно и постигаешь важную истину: красота в простоте, радость — в повседневном.
Как профессионалы в сфере искусства, так и обычные люди, знакомые с картинами Константина Федоровича, в один голос уверяют — он умеет видеть то, что скрыто. А кто-то и вовсе называет его полотна «лучезарными». Подкупает и бережное отношение художника к холсту — Константин Трегубов заполняет красками весь холст до самого последнего сантиметра.
— От идеи к написанию пейзажа перехожу не сразу. Супруга Людмила Сергеевна то и дело напоминает — пора приниматься за картину! Но я отвечаю — еще не время. И вот наступает момент, когда идея окончательно оформилась — это понимаешь сразу. Настроение великолепное, душа поет! И я начинаю. При этом меня совершенно не занимают портреты, — я люблю писать именно пейзажи, — уточняет художник.
В апреле нашему герою исполнилось 80 лет. В эти дни у Константина Трегубова проходит персональная юбилейная выставка. На сегодня в послужном списке живописца уже десять выставок и более полусотни картин. Деятельный и общительный, художник сохраняет бодрость духа, и строит творческие планы.
Надо сказать, что эти планы связаны не только с живописью. Дело в том, что есть у иглинского живописца и второе хобби — реставрация старинных часов.
— Я коллекционирую механические часы прошлых столетий, — объясняет Константин Федорович. — Обычно мне достаются отработавшие свое время механизмы в виде отдельных фрагментов. Из них я собираю полноценные работающие экземпляры. Еще один проект, который мечтаю осуществить — создание в селе Ново-Троицкое музея крестьянского быта. Первые экспонаты уже есть — прялки, швейные машины и ткацкий станок.
— Если мы творим, — значит, мы живем, — поясняет свою мысль Константин Трегубов. — Кроме того, за эти годы я понял — человек не может жить один. Душа, находящаяся в одиночестве, сгорает. Радость состоит в общении с твоими родными и близкими. Особенно я благодарен за поддержку моей дорогой спутнице жизни — жене Людмиле Сергеевне.