Мои родители были геологами. И работали на Дальнем Востоке. И я родилась на Дальнем Востоке. Для меня с детства стали само собой разумеющимися ежегодные выезды в поле, маршруты (правда, уже по территории Башкирии), брезентовые палатки, геологические молотки, сигнальные ракетницы, вьючники, рюкзаки, спальники и спецовки.
Поэтому фильм «Территория», на предпремьерный показ которого в Уфу приехали его создатели, прежде всего, вернул меня в детство. Удивительно приятное чувство. «Территория» — это фильм о геологах, которые ищут золото в северо-восточной части нашей огромной страны, о великолепной и суровой российской природе, о долге, который каждый понимает по-своему, об удавшихся и неудавшихся попытках людей найти себя в этом мире.
Фильм создан по одноименному роману Олега Куваева. Сюжет несложен. 1960 год. Крайний Северо-Восток нашей страны. На берегу Ледовитого океана, в центре Территории, стоит поселок, где живут искатели золотых россыпей. Золото необходимо стране после войны, но территория продолжает давать только олово. Из города приходит приказ закрыть геологическое управление.
Но главный инженер управления Илья Чинков убежден, что золото есть. Он бросает вызов судьбе. За один полевой сезон Чинков берется его найти. Для победы ему нужны люди, которые поверят в золото Территории так же, как верит он сам.
Фильм «Территория» вызывает уже основательно подзабытое чувство гордости за нашу великую, могучую, богатую державу, за ее трудолюбивых, честных, мужественных людей. Раньше профессия геолога была модной, если могут быть модными трудности и преодоления. Люди ехали в неизведанные места не просто за туманом и за запахом тайги, они ехали по зову души, романтика была не самоцелью, она была лишь дополнением к возможности принести пользу родине. Но за последние, постсоветские годы это чувство утрачено, хочется надеяться, что не совсем безвозвратно.
— Мы старались снять фильм о людях, которые добросовестно делают свою работу, которые честны в человеческих, дружеских отношениях, которые готовы больше отдать, чем взять себе, о людях, которые живут настоящей жизнью, — сказал режиссер фильма «Территория» Александр Мельник.
— Я по профессии гидролог. В свое время объездил с экспедициями половину Советского Союза, работал на Камчатке, Чукотке, Сахалине, в Приморье. Роман Куваева был всегда со мной. Я давно хотел снять фильм по этой книге. Так совпало, что я встретился с людьми, которым тоже близка эта тема, и они понимали значимость и важность проекта. Благодаря поддержке Федерального агентства по недропользованию и «Русского географического общества» нам удалось осуществить задуманное.
И режиссеры, и актеры отдали два года жизни этому проекту. Съемки проходили не в павильоне, а в натуральных условиях, на Чукотке — в бухте Провидения, во фьордах невероятной красоты, уникальных для русского Севера; на просторах национального природно-этнического парка «Берингия». Первым натурным объектом фильма стало плато Путорана. Это крупнейшее горное плато на территории России, в Красноярском крае, на границе с Таймырским полуостровом.
Рассказанная Куваевым история охватывает продолжительный временной период. Поэтому съемочной группе потребовалось несколько экспедиций, чтобы застать природу в разных состояниях — от весны к зиме. В условиях полной изоляции съемочная группа прожила полтора месяца. Не было никакой, даже мобильной связи, не было возможности добраться самостоятельно до ближайшего населенного пункта — Норильска.
Все сцены, снятые на Чукотке, давались с огромным трудом. Сильнейшие порывы ветра, суровые декабрьские морозы, непроходимые места, короткий световой день. Но были в этом и свои плюсы — костюмерам и гримерам природа помогала: одежду актеров практически не фактурили, только немного смачивали водой. Стоило актерам выйти на улицу — вода на одежде замерзала и покрывалась снегом, а бороды, которые актеры отращивали специально для съемок, от горячего дыхания покрывались инеем.
Создатели фильма отметили метаморфозы, происходившие в людях за время съемок. В фильме были задействованы многие известные актеры из московских театров. Кто-то из них, возможно, считал себя элитой. Но поскольку условия съемок были чрезвычайно сложными, то спесь с людей сбивалась очень быстро. После одного-двух дней сплавов по горным рекам «элитные» артисты становились вполне нормальными людьми.
Художник-постановщик фильма Эдуард Гизатуллин, кстати, уфимец, поделился интереснейшим фактом:
— До съемок фильма у меня была мысль уехать из страны, но сейчас, после того, как я два года любовался красотами России, я понял — мы живем в великой стране, и уезжать отсюда я уже не хочу.
«Территория» насыщена песнями того времени, которые очень органично вписываются в события, происходящие на экране.
Забота у нас простая,
Забота наша такая,
Жила бы страна родная,
И нету других забот.
И снег, и ветер,
И звезд ночной полет,
Меня мое сердце
В тревожную даль зовет.
Этот фильм очень своевременно напоминает нам, живущим в виртуальной реальности, что за пределами интернета тоже есть жизнь. Человеку вполне по силам оторваться от экрана телевизора и даже компьютера, покинуть стены торгово-развлекательных центров и в отпуск поехать не в Турцию и не на Гоа, а посмотреть родную страну: побывать на Камчатке — подняться на вулканы или погулять по долине гейзеров, или на Чукотке — посмотреть остров Врангеля. Или хотя бы добраться до Байкала, от Уфы на поезде туда ехать всего лишь трое суток.
Премьера фильма «Территория» состоится в российских кинотеатрах 16 апреля.