Все новости
Культура
24 Ноября 2014, 15:25

«Сойка-пересмешница»: революция в режиме online

На экранах уфимских кинотеатров идут «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть I». Читайте рецензию на продолжение фильма о приключениях Китнисс Эвердин.

Фото с сайта www.kinopoisk.ru.
Фото с сайта www.kinopoisk.ru.

Синопсис

75-е Голодные игры изменили хрупкий баланс сил в Панеме, и господство Капитолия пошатнулось. Китнисс Эвердин и ее друзья оказываются в таинственном 13-м Дистрикте, который, по слухам, был стерт с лица земли. Его жители готовы бросить вызов президенту Сноу. Китнисс предстоит стать символом революции, лицом сопротивления и научиться выигрывать битвы в реальной жизни, а не на арене. Но у Капитолия есть секретное оружие — ее возлюбленный Пит Мелларк, ставший заложником.

Рецензия

Игры закончились. Да здравствует революция! Именно так в двух фразах можно описать сюжет третьего полуфильма о приключениях Китнисс Эвердин в постапокалиптическом мире Панема. Похоже, что все самое интересное оставили на следующий год, когда на экраны выйдет заключительная глава этой трилогии (или квадрилогии, кому как угодно). Потому что первая часть «Сойки-пересмешницы» ни на йоту не двигает вперед основное действие. После бойкого и богатого на события второго фильма сложно было ожидать такого медитативного продолжения. Но вопреки всякой логике слабые стороны этой картины становятся ее силой.

С тех пор, как у руля франшизы встал вполне себе ремесленник (отнюдь не мастер) Фрэнсис Лоуренс, она воспринимается скорее как политическое высказывание, чем просто кино. Все эти игры на выживание, любовные перипетии и закулисные интриги интересуют режиссера постольку-поскольку. В центре его внимания — влияние медиапространства на общество, на мир вокруг нас. Он исследует способы управления общественным сознанием, инструменты манипуляции и реакцию публики.

Лоуренс пытается говорить о тех процессах, которые зреют (или уже созрели) в современном мире благодаря стараниям политтехнологов различных мастей и боссов медиапространства. Это было заметным уже во второй части цикла, но в «Сойке-пересмешнице» стало, по сути, стержнем всего повествования.

Зритель становится свидетелем не только столкновения двух пропагандистских машин — Дистрикта 13 и Капитолия, но и их влияния на умы и поступки жителей страны, которые жертвуют собой ради призрачных идей. Официальная сторона символизирует собой мир и стабильность, революционеры — стремление к свободе и истине. Но изнанка и тех, и других одна — тирания и дисциплина, насаждаемая с помощью оружия и наказания. 

Манипуляторов не волнуют человеческие судьбы, они мыслят только абстрактными символами. Именно такой эмблемой, «сойкой-пересмешницей» становится Китнисс, с каждым днем все больше утрачивающая самостоятельность и независимость, которая принесла ей победу в Играх. Невзирая на страдания следующих за ней людей, она должна произносить вдохновенные речи, призывы к революции, хотя сама давно утратила веру в справедливость.

Королем кадра здесь является покойный Филип Сеймур Хоффман, исполняющий роль «серого кардинала» пропаганды. Даже не напрягаясь, этот актерище легко переигрывает всех новоиспеченных «оскароносцев» одними глазами и мимикой. Безумно жаль, что новых работ этого титана мы уже не увидим. Создатели картины отдали ему дань памяти, не только сделав фактически ключевым персонажем, но и посвятив этот фильм его памяти.

Что же касается Дженнифер Лоуренс, то «Голодные игры» уже стали ей маловаты. Многие эпизоды она вытаскивает своей безупречной актерской игрой, но играть суровую девочку с луком после блестящих работ в образе femme fatale ей уже не с руки. А после недавнего скандала с утечкой обнаженных фотографий знаменитостей из iCloud и зрителю хочется от нее немного большего, чем боевой клич и проникновенная песня.

В целом можно сказать, что в отличие от первых двух частей внешнее действие здесь уступает место внутренней эволюции персонажей. Меняется Китнисс, меняется Пит и даже придурковатая Эффи здесь сыплет остротами и афоризмами про моду и демократические ценности. И хотя в кадре появляются новые герои, расширяется география, действие топчется на месте. Но ставить это в упрек почему-то совсем не хочется.

Оценка 4/5.

Мало добавляющая к истории, но много дающая для раскрытия персонажей и идей, полуглава молодежной саги придется по вкусу только знатокам предыдущих частей. Масштабное киновысказывание в несамостоятельной ленте.

Информация о фильме

Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть I (The Hunger Games: Mockingjay Part 1).

Производство: Lionsgate, США, 2014.

Жанр: молодежная антиутопия.

Режиссер: Фрэнсис Лоуренс.

В ролях: Дженнифер Лоуренс, Джош Хатчерсон, Лиам Хемсворт, Джулианна Мур, Филип Сеймур Хоффман и др.

Продолжительность: 123 мин.

Возрастное ограничение: 12+

В прокате: с 20 ноября.

Автор:Спиридонов Илья
Читайте нас: