26 сентября Башкортостан накрыла «Театральная ночь». В 2014 году в преддверии открытия нового театрального сезона акция проводилась во второй раз. Культурно провести солнечный вечер пятницы отправились тысячи людей – благо в этом году к проекту присоединились не только театры, но и дворцы культуры, центры досуга, библиотеки и клубы по всей республике.
В последние годы «Ночи» стали невероятно модными – Театральная, Ночь музеев, Симфоническая, Ночь кино, Библионочь. Искусство выходит на улицы, все больше стремится к доступности и массовости. «Театральная ночь» выявила как культурную активность жителей, так и некоторые слабости и недоработки организаторов. Но – по порядку.
Свой променад по Театральной ночи я начала с главного Башкирского театра – имени Мажита Гафури. К 18 часам на театральной площади уже толкалась целая толпа детей и молодежи. Из дверей театра высыпали сказочные персонажи – кто пешком, кто на самокатах. Они охотно дурачились с ребятней, продавали мороженое, позволяли с собой сфотографироваться и организовывали игры.
Пожилые рвались попасть скорее в зал, тем более на входе им по секрету шептали: «Эйдэгез, сама Гюлли Мубарякова здесь будет!». К сожалению, увидеть других своих любимцев – Нурию Ирсаеву, Фидана Гафарова, худрука театра Олега Ханова – представители старшего поколения не могли. Почти вся труппа накануне уехала в Оренбург на гастроли. В Театральную ночь башдрамовцы обошлись «малой кровью» – после игр на свежем воздухе и концерта моноспектакль «Цыпленок из букваря» с великолепным Алмасом Амировым вызвал огонь на себя – очередным показом и обсуждением.
Организаторы Театральной ночи-2014 анонсировали, что в акции будут задействованы городские скверы и парки. Однако зон под открытым небом было не так уж много, хотя погода не подвела. Поскольку в этом году Театральная ночь проводилась под девизом «Сказка на ночь», главной целевой аудиторией стала ребятня всех возрастов. Уличные забавы были рассчитаны на детишек, взрослые же могли только прикупить какой-то оригинальный хенд-мейд.
Детская телерадиостудия «Тамыр» организовала выступления на площади Салавата Юлаева, а на пешеходном участке улицы Ленина раскинулась ярмарка Города мастеров и шла программа, которую вела директор Академии модельного бизнеса Елена Лукманова. Здесь же гуляли уличные мимы с раскрашенными лицами.
Национальный Молодежный театр символизирует одну из самых креативных, смелых и интересных площадок. Неудивительно, что почти вся продвинутая молодежь собралась именно здесь. В преддверии «Ночи» главный режиссер Мусалим Кульбаев обещал: «Вертолеты, конечно, летать не будут, но «Ночь» проведем весело и динамично». По традиции, начали с перфоманса на крыльце Молодежки.
Когда же пригласили пройти в театр – толпа хлынула внутрь, сметая все на своем пути. «Ужас, как за дефицитом в прежние годы!» - удивлялись некоторые, забывая, что у наших граждан в цене любая халява – даже культурная.
На театральный капустник в зал набилось столько людей, что негде было не то, что сидеть, а даже стоять. Тесно прижавшись друг к другу, дыша в затылок, стоять хотелось не просто так, а ради невероятного зрелища. Отдельные номера (танцы, фрагменты спектаклей) смотрелись неплохо, но в целом, увы, было не смешно. Когда же герои пантомимы (мужчины и женщина) стали изображать пИсающих, я ушла из зала.
– Уровень шуток оставляет желать лучшего. Видимо, они сочинялись не в муках, а весело, походя. В момент рождения, может быть, они и были свежи, но сейчас… Я прихожу к мысли, что для капустников тоже нужно писать – специально садиться, думать. В КВНе же привлекают авторов – есть специальные люди, которые пишут шутки. Для артистов, выступающих в капустниках, тоже это необходимо, – считает режиссер, член Общественного совета по культуре РБ Айсыуак Юмагулов.
Напомню, эта проблема звучала и на мартовских состязаниях «Веселой кулисы».
В фойе всех театров была организована примерка костюмов и шляпок, гримеры разрисовывали лица. Около стоек с костюмами образовывались большие очереди желающих сфотографироваться или сделать селфи в образе. Огорчило, что костюмы и шляпки были те же, что в прошлом году. И хорошо бы подписывать костюмы и головные уборы – из какого спектакля, какого года, кто из актеров их носил. Большая информативность вовсе не помешала бы, ведь миссия театра не только развлекать, но и просвещать простых жителей.
Поскольку день проведения Театральной ночи-2014 главный организатор – республиканский Минкульт – объявил поздновато, многие театры и другие культурные учреждения успели «забить» дату заранее, поставив премьеры суперинтересных проектов.
Упомяну о трех самых ярких, вызвавших наибольший ажиотаж и проросших в «Театральную ночь». Башкирский оперный театр приготовил оригинальный симфонический концерт «Rock-Symphony» - эффектное возвращение в Уфу дирижера Валерия Платонова. Интригующие «PinkFloyd»-сюита» и Симфонические метаморфозы по мотивам рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» не оставили меломанам выбора. В «Облаках» представили выставку эротических работ Пабло Пикассо «Искушение». В Русском театре открывали сезон нашумевшей премьерой «Отцов и детей»: школьная классика вкупе с музыкой «Rammstein» спровоцировала острый интерес. Везде зрители чуть ли не висели на люстрах, яблоку было негде упасть.
В Русском театре «Театральная ночь» стартовала позже всех, в 22.30. Едва отшумели аплодисменты премьеры, как все места в зале тут же заняли новые зрители, пришедшие на сказку «Снежная королева». Те, кто принял участие в интерактивной постановке сказки «Курочка Ряба», остались без мест. Но Русский театр проявил приятную заботу о людях, не попавших в заветные кресла в зале: в фойе на большом экране была организована прямая трансляция сценического действа.
К сожалению, нигде на глаза не попались представители служб театрального менеджмента. При таком скоплении людей они могли организовать акции по продаже или розыгрышу билетов на будущие спектакли. Тем более, в Уфе даже в Год культуры очень мало наружной рекламы местных театров и концертных залов, а в некоторых районах столицы – Сипайлово, Черниковке, нет вовсе. Хорошо, хоть раздавались флаеры с репертуаром театров, что впрочем, не мешало им тут же оказаться в корзине.
Все мероприятия «Театральной ночи» посетить, конечно, нереально.
Хотя на этот раз все ключевые события были хорошо проанонсированы на специальном
сайте. За гранью моего маршрута остались замечательный Окружной фестиваль кукольных театров «Театральное Поволжье – Ниточка», выступления народных и студенческих театров в Малом зале Башкирской оперы, академии искусств, торговых комплексах «Мир» и «Башкортостан». Специального автобусного сообщения в этом году не было, поэтому скорость передвижения несколько снизилась.
Проект «Театральная ночь», увиденный уже во второй раз, вызывает противоречивые ощущения. С одной стороны, это возможность прогуляться по театральным объектам родного города в приятной дружеской компании, узнать заранее, где что готовится, пополнить свой фотоархив снимками «в образе». С другой стороны, – найти себе занятие по вкусу могут далеко не все, что-то новое о театре не узнаёшь, качество «капустных» номеров упало ниже пояса.
Не забывать бы, что подобные креативные проекты делаются не для галочки, а для реальной пользы. Увеличения популярности театров среди взрослой платежеспособной публики, во-первых. И для расширения культурного кругозора людей, во-вторых.