В этом году судьба забросила меня 9 мая в Демский район. Погода стояла теплая, настроение благостное. Постепенно День Победы перешел в семейный праздник, и его отмечал весь Демский район в своем любимом парке. Со сцены читали стихи, плясали, играли на гармошке и курае. И вот вышли пожилые женщины — в синих концертных костюмах, с добрыми светлыми лицами, и запели.
То вернулся друг сердечный,
Ах, какие слова, как просто, в двух словах можно рассказать о любви! О том, что ждала, верила, и вот, наконец, он рядом…
А потом затянули знакомое:
«Позарастали стежки-дорожки,
Где проходили милого ножки…»
Женщины прочувствовали эту песню — кому, как не им, знать, что такое ждать.
Кто же это так красиво выводит? Оказалось — Академический русский народный хор ветеранов Демского района Уфы «Уралочка». Возможно, вы их видели на сценах городских парков, дворцов культуры. Но СМИ о них не пишет. А вот мне захотелось. Обидно стало за «Уралочку». Вон, бурановские бабульки рванули на «Евровидение», а наши чем хуже? Договорившись с руководителем хора, пришла я к ним на репетицию.
Пожилые женщины сидели рядком, как курочки-хохлушки на жердочке, кто в платочке, кто с непокрытой седой головой. Кто помоложе — старались держать спинку прямо, туфли на каблучках, кто постарше — в мягких тапочках, но с задорным огоньком в глазах.
15 лет назад «Уралочка» была создана на базе Дома детского и юношеского творчества «Орион». Песен у хора много, все абсолютно разные — патриотические, игровые, народные, но в основном, военного времени: «Башкортостан» Нура Даутова, «Майский вальс», «За горою», «Никто не забыт», «Ветераны», «Ехал я из Берлина», «Тополя-тополя», «Кадриль», «В землянке». Совершенно бесплатно демские бабушки дарят радость горожанам на Масленицу, Рождество, День матери, День города, День Победы. Частые гости пожилые женщины и в Демском доме для престарелых, в школах, детских садах.
Занимаются с бабулями на общественных началах две очень ответственные женщины: руководитель Наталья Тарасова и аккомпаниатор Марина Садовникова. У обеих есть постоянная работа, семья. Но обе спешат сюда два-три раза в неделю, чтобы отдать драгоценное время «Уралочке».
— Раньше на каждом предприятии, в любой крупной организации была ставка художественного руководителя, — вздыхает Марина Садовникова, — да только прошли те времена. Мне вообще приходится из поселка Жуково приезжать, но хористок своих ни за что не бросим!
И пожилые люди платят им той же монетой. Они участвуют в конкурсах, занимают призовые места. В 2004 году коллективу присвоено звание «народный», в 2011-м они стали лауреатами Международного конкурса-фестиваля «Вдохновение». Сейчас в «Уралочке» 21 человек, каждую новую певунью встречают с распростертыми объятиями. Староста Раиса Дмитриевна Савельева пишет стихи. И всегда все про всех знает. Для пожилых женщин это не просто хор, а отдушина, еще одна большая семья. После репетиций редко кто сразу расходится по домам. Они общаются, решают какие-то житейские проблемы, стараются вместе преодолеть свои недуги, устраивают капустники, вместе отмечают праздники, дни рождения.
И ведь женщины-то какие замечательные: работали в своё время в депо, в больнице, на железной дороге, в детском саду.
Раиса Александровна Нехорошева — бессменная солистка, по профессии геолог. Она чудно исполняет романсы, какой у нее голос! У Валентины Константиновны Малофеевой тоже отличный голос. Всю жизнь хотела петь, и вот, наконец, вырастив детей, поставив на ноги внуков, решила посвятить себя любимому делу. Действительно, наступает такой период, что дети выросли, куда себя деть? Пенсионеры за бугром отправляются в путешествия, а наши бедные старики? Так хоть попеть всласть, вдоволь.
Однако Валентина Константиновна в хоре считается «молодой». А самая заслуженная — 83-летняя Майя Григорьевна Кондорова. Мне она жалуется:
— Тяжело сюда добираться — ноги болят! — Зато с готовностью собирается на выступления, и концертный костюм у нее отутюжен. Лидия Афанасьевна Петрова (ей под 90) еле передвигалась с палочкой. Но сын пошел навстречу ее позднему увлечению, каждый раз привозил на автомобиле и забирал обратно. Сейчас, правда, она уже оставила хор, но периодически созванивается со своими подружками, тоскует.
Однажды в Уфе у Дворца спорта был организован оппозиционный митинг. После чего должен был состояться концерт. Я предложила женщинам выступить, те с радостью согласились: востребованы они только по большим праздникам, а праздника душе хочется чаще. В тот день я на заказанном организаторами «Икарусе» отправилась за хором в Дему. Меня уже с нетерпением ждали. Одетые в концертные платья, нарядные и счастливые бабушки уселись в автобус и по дороге к месту назначения распевались. При виде большого количества народа, собравшегося на площади, они радостно встрепенулись: «Как много!»
Однако вышел казус, о котором мне сейчас тяжело вспоминать. Женщины вышли из автобуса, прочитали лозунги и забились обратно.
— Нет, мы выступать не будем! — твердо заявили они. — Вы тут критикуете правительство, а мы — всегда «за»! Мы петь не будем, везите нас обратно!
Так и отправились обратно «уралочки», ни спев ни одной песни… Ехали домой мы в полном молчании. А я подумала: все-таки какие непонятные наступили времена. Теперь вот мы вроде как разделились на «красных» и «белых», а ведь живем в одной стране, в одном городе.