Прообразом главной героини художественного фильма «Гусарская баллада» была легендарная кавалерист-девица Надежда Дурова. Это знают многие, как и то, что роль отважной Шурочки Азаровой блистательно сыграла актриса Лариса Голубкина. С тех пор юного корнета мы не представляем себе иначе, как в исполнении этой популярной артистки.
Однако не все знают, что на роль Шурочки Азаровой претендовала уже известная в то время Людмила Гурченко. Но режиссер фильма Эльдар Рязанов предпочел Ларису Голубкину, так как именно в ней увидел будущую героиню. И сделал правильный выбор. Говорю так при всем своем уважении к Людмиле Марковне, сыгравшей немало прекрасных ролей. Действительно, озорная, задорная, по-мальчишески стройная и естественная во всех эпизодах Лариса как нельзя лучше подходила на эту роль. К тому же для режиссера она представляла собой «чистый лист», а за Гурченко уже по пятам шла слава «Карнавальной ночи».
О съемках фильма «Гусарская баллада» и предшествовавших им кинопробах рассказала сама Лариса Голубкина, когда приезжала в Уфу с концертом.
А сегодня у нас особый повод вспомнить загадочную и неповторимую кавалерист-девицу — юбилейная дата, 230 лет со дня ее рождения.
Надежда Андреевна Дурова родилась 17 сентября 1783 года на Украине, под Херсоном. Ее отцом был гусарский ротмистр Андрей Дуров, матерью — дочь малороссийского помещика Александровича, вышедшая замуж против воли родителей.
Надежда была первенцем в семье. Мать мечтала о сыне, и с дочерью у нее сложились натянутые отношения. Ее воспитание почти полностью было поручено гусару Астахову. У девочки сформировались мальчишеские привычки и наклонности.
Когда дочь подросла, отец подарил ей черкесского коня Алкида, и Надежда целыми днями занималась верховой ездой.
В фильме «Гусарская баллада» Шурочка Азарова юная девица, пожелавшая сражаться с французами не только из любви к Отечеству, но и по личным мотивам. В частности, она хотела доказать поручику Ржевскому, что она вовсе не глупая барышня, которой только в куклы играть, а личность, достойная уважения. Во всяком случае, лучше ветреной певички мадемуазель Жермен. Конечно, фильм художественный, и он во многом состоит из вымысла и эффектных сцен, способных заинтересовать зрителя.
В жизни все было иначе. Надежда Дурова в 18 лет была выдана замуж и через год родила сына Ивана. Об этом в ее знаменитых «Записках кавалерист-девицы» совсем не упоминается. Вскоре Надежда Андреевна ушла от мужа и поступила на военную службу. «Надежда обрезала косы, облачилась в казакин и шапку с красным верхом и, запутывая следы, оставила на берегу Камы женское платье», — пишут о ее поступке историки. — Воспользовавшись отправлением отряда в поход в 1806 году, она в казацком платье и на своем Алкиде поскакала за отрядом. Нагнав его, она назвалась Александром Соколовым, сыном помещика, получила позволение следовать за казаками и в Гродно поступила в Конно-польский уланский полк».
За спасение раненого офицера была награждена солдатским Георгиевским крестом и произведена в офицеры с переводом в Мариупольский гусарский полк. По просьбе отца было произведено расследование, и о Соколове узнал Александр I. Встретившись с Дуровой и убедившись в ее непреклонном стремлении служить родине, император разрешил ей остаться в армии в чине корнета гусарского полка. Имя женщины-воина стало производным от царского — Александров Александр Андреевич.
В Отечественную войну 1812 года Дурова участвовала в сражениях под Смоленском, Колоцким монастырем, в Бородинской битве, где была контужена ядром в ногу, и уехала для лечения в Сарапул. Позднее в чине поручика служила ординарцем у Кутузова. Потом участвовала в войне за освобождение Германии. Только в 1816 году, уступив просьбам отца, она вышла в отставку в чине штаб-ротмистра с соответствующим пенсионом. Жила то в Сарапуле, то в Елабуге (этот город тогда тоже относился к Вятской губернии).
Обо всем этом нам поведал экскурсовод во время экскурсии по мемориальному дому-усадьбе Надежды Дуровой в Елабуге.
Памятник старины хорошо сохранился. Находится он в центре города, в его исторической части.
Считается, что этот дом Надежда Дурова купила на гонорар за книгу «Записки кавалерист-девицы», впервые изданную в пушкинском «Современнике» в 1836 году. Книга получила высокую оценку как самого Александра Сергеевича, так и критика Виссариона Белинского, писателя Николая Гоголя и поэта Василия Жуковского. Дебют оказался весьма удачным. В 1840 году вышло четыре тома сочинений Надежды Дуровой.
В экспозиции музея наряду с военной амуницией, предметами быта того времени, многочисленными портретами представлены книги, изданные как при жизни Дуровой, так и после ее смерти. Они переведены на разные языки, в том числе на французский.
Примечательно, что среди посетителей музея в тот день были и молодые французы.
Они с интересом слушали рассказ экскурсовода, особенно упоминание о том, что родственники Дуровой (потомки ее родного брата Василия) сейчас живут во Франции. Заинтересовала их и восковая фигура кавалерист-девицы, выполненная очень искусно.
Говоря о Надежде Дуровой, нельзя не сказать о странностях в ее поведении. Она постоянно ходила в мужском костюме, курила трубку, о себе говорила исключительно в мужском роде. Все письма подписывала фамилией Александров, сердилась, когда обращались к ней, как к женщине.
Образ воина прочно вошел в ее сознание.
Умерла Надежда Дурова 2 апреля 1866 года. Похоронили ее с воинскими почестями на Троицком кладбище в Елабуге, где она поселилась в 1831 году и жила до последних дней. Перед гробом офицер местного гарнизона нес на бархатной подушке ее Георгиевский крест — первый и единственный раз со времени учреждения этого российского ордена им была награждена женщина.
Могила Надежды Дуровой на старинном кладбище охраняется государством.
Сейчас она оказалась также в центре города. Перед входом на мемориальное кладбище установлен памятник прославленной кавалерист-девице работы скульптора Федора Ляха. А в доме-музее можно увидеть ее портреты разных лет.