- Ваша задача не стать танцовщиками, а поверить в это, - говорил своим актерам на репетициях режиссер спектакля «Руди – Never off…» Айрат Абушахманов, премьера которого состоялась в Башкирском драматическом театре 15 декабря.
Необычный эксперимент – показать жизнь и творчество балетного гения силами драматических актеров - потребовал от труппы башкирского театра невероятных усилий. Пьесы к спектаклю не было, за основу была взята биография Рудольфа Нуреева. Главную роль исполнил Урал Аминев.
- Нужен был пластичный актер, из которого можно было «слепить» хотя бы подобие знаменитого танцовщика, - пояснил Айрат Абушахманов. – Урал подошел идеально – у него есть танцевальный опыт, например, в прошлом году он принимал участие в конкурсе «Баик».
Урала Аминева и Рудольфа Нуреева связывает не только относительное физическое сходство – их объединяет и любовь к хореографии:
- До 11 класса я не занимался танцами, - говорит Урал. – Поступив в Щукинское училище, обнаружил склонность к ним, а педагоги помогли их развить. Во время подготовки к роли начал жить настоящей балетной жизнью: ежедневно полтора часа проводил у станка, посещал занятия в хореографическом училище, ходил на репетиции в театр оперы и балета. Некоторая пластичность появилась и за это время. Однако цели превзойти Нуреева не было, главное – передать его состояние.
… Говорят, что воздействие на публику оказывала не техника Нуреева, а его энергия. По легендам, женщины во время его выступлений теряли сознание. Возможно, Рудольф так вкладывался в свое творчество и от одиночества, отсутствия семейного тепла, разрушенных родственных связей вдали от Родины.
В декорациях к спектаклю использованы серые и черные тона, много зеркальных поверхностей. Основное место действия – репетиционный зал.
Художник-постановщик из Санкт-Петербурга Варвара Чувина всему находящемуся на сцене дала объяснение.
- Основное место событий - репетиционный зал с зеркалами - выбрано не случайно, - говорит Чувина. – Он был очень одинок, несмотря на всемирную славу. Он скучал по родному дому, Уфе, матери. По большому счету, настоящего дома у него так и не появилось, несмотря на то, что он мог себе позволить шикарные апартаменты в любой стране. Дом ему заменил репетиционный зал, где он занимался постоянно – у него была физическая потребность в нагрузках. Кроме того, Нуреев очень любил свое тело, любовался своим отражением в зеркалах, у него тысячи фотографий – именно поэтому мы решили применить в оформлении сцены зеркальные элементы.
- Наконец мы увидели образ Нуреева, приближенного к живому человеку, - поделился впечатлениями знаменитый хореограф Хашим Мустаев. – Разумеется, точного сходства с реальным Рудольфом нет, но все понимают, что достигнуть его мастерства не под силу никому из ныне танцующих на сцене. Ценность спектакля еще и в том, что актеры воскрешают реальные эпизоды жизни знаменитого танцора, по всему видно, что переработано, перечитано, пересмотрено огромное количество информации.
По словам режиссера, эпизоды в первой части спектакля, рассказывающей о детстве будущей звезды балетной сцены, максимально приближены к подлинным. Однако все, что касается заграничной жизни Нуреева – плод режиссерского воображения.