Что для нас Башкирия? Малая родина, хлебосольный край, сладкий мед, отважные батыры и, конечно, курай. Роберт Юлдашев – человек, который играет на этом волшебном тростнике и своими мелодиями очаровывает весь мир от Италии до Саудовской Аравии, побеседовал с «Общественной электронной газетой» о том, стоит ли детей заставлять заниматься музыкой, а также рассказал, чему нас музыка учит.
Роберт сейчас с его командой «Курайсы» гастролирует по России. Для них это большой шаг, который рано или поздно приведет к мировым гастролям, после которых весь мир узнает о нашей Башкирии и волшебном курае. Этот инструмент дарит музыку гор, ветра и нашей родной природы. Однако каждый в этой музыке находит что-то свое. Роберт вспоминал, как после его концерта в итальянском оперном театре Ла Скала женщина сказала: «Когда вы играли, мне представились зеленые горы в месте, где Италия граничит со Швейцарией. Я была поражена, как ваша музыка может передавать красоту природы».
- Роберт, во всем мире оценен по достоинству уровень российских музыкантов. Как вы думаете, это связано в первую очередь с качеством музыкального образования у нас или нам просто повезло, что именно в России живут такие самородки?
- Во-первых, конечно, самородки. У нас и земля сама по себе просто уникальна, что рождает таких гениальных музыкантов, но мы не знаем этому цену. Еще мы умеем трудиться, и это очень радует. В некоторых странах люди просто продают нефть, пользуются благами от этого и уже забыли, как это – работать. А мы знаем, что надо заниматься и трудиться, ведь музыка – это, в первую очередь, труд.
- Можно ли научиться музыке или только должно быть дарование от природы?
- Можно. Человек, занимаясь музыкой, тоньше начинает воспринимать мир. Если ты танцуешь, поешь и играешь музыку и делаешь это правильно, то ты «очищаешься» так же, как читая молитву. Музыкой должен заниматься каждый: или петь, или играть. Просто для себя, для того, чтобы духовно развиваться. Занимаясь музыкой, вы начинаете развивать свою интуицию, например. Ее, конечно, и другим способом можно развить, но с музыкой быстрее.
- Нужно ли заставлять детей заниматься музыкой или давать им выбор?
- Нужно заставлять, но только до определенного возраста. Нужно дать им возможность понять. Потому что когда тебе 40 лет, а ты собираешься стать балериной – поздновато уже будет. Я хочу сказать, что до определенного возраста мы должны дать детям все возможности, чтобы они потом сами выбрали и пошли своим путем. А музыка, даже игра на фортепиано, развивает нейро-сенсорные клетки, и дети начинают мыслить по-другому. Это своего рода подготовка, потом они и в любой другой области, занимаясь музыкой, будут быстрее продвигаться, чем другие дети.
Сейчас я благодарен родителям, что они, несмотря на то, что я сопротивлялся, заставили меня заниматься музыкой. В музыкальной школе я играл на аккордеоне. А потом мы были в гостях, где старый аксакал сыграл на курае. После этого вечера мне захотелось играть на этом инструменте – проснулась непонятная тяга, которую просто нужно услышать в себе и найти. Она есть у каждого! А потом на уроке труда меня заметил мой учитель. С тех пор каждый день после уроков мы разучивали мелодии. Может быть, семье он столько времени не отдавал, сколько мне. И за это я ему очень благодарен. Вы знаете, если у человека есть тяга к знаниям и он ставит цель, только так удастся достичь результата. Тогда и жизнь становится интересней.
- Вы планируете учить желающих игре на курае. Вам нравится преподавать, Роберт?
- Да, мне нравится. Сегодня я прочитал в Коране, что если ты умеешь сам, ты должен научить этому другого. Если ты сам знаешь и никому об этом не говоришь, это неправильно. Просто сейчас пришло время, когда нужно начать говорить.
Я сам учился играть на курае у людей, которые танцуют, у мастеров боевых искусств, у тех, кто просто кладет кирпичи. Потому что каждый в своем деле мастер и может подсказать такие вещи, которые потом тебе помогут.
Роберт говорит, что для музыки не нужно перевода и она учит нас радоваться каждой мелочи, главное – не забывать об этом в суете дней.