Душная комната, «квадратов» 20, вместила человек 40. По мнению организаторов, «людей пришло в самый раз».
Поэт:
В нашем мире под лампою пыльной тусклой
Очень странные чувства живут…
Я прошу Вас, побудьте принцессою грустной,
Жаждет рук ваших мой ундервуд…
Три минуты автор читает произведения, судья дает свисток, зрители аплодируют и голосуют, выражая свое признание. Ведущая поэтического действа Ольга Левина (в миру поэтесса и главный редактор журнала «Персонаж») подсчитывает голоса и объявляет следующего участника.
- И опять этот дождь играет на водосточных труб флейте…
Поэтесса юная чеканит:
Нанесу ваши лица на выцветший желтый пергамент,
На осенние листья, что тихо шуршат под ногами…
И еще выступление:
- Напечатайте душу мою на бумаге, ведь бумага не может гореть…
Уфимская некогда жилая квартира в доме по улице Карла Маркса преобразовалась в антикафе под названием «My time». Здесь в историческом центре нашей столицы бьет ключом современная культурная жизнь города. И поэтический слэм (на который мне довелось попасть) – этой жизни, самое что ни есть, авангардное проявление.
Что же такое слэм? Признаюсь, несмотря на филологическое образование, я впервые столкнулась с таким окололитературным явлением. Между тем, слэм, оказывается, это уже не просто что-то новенькое в искусстве, а вполне сформировавшееся течение, прочно вошедшее в культурную жизнь мира. Родоначальником слэма является некий поэт из Чикаго Марк Келли Смит, который придумал его в середине 80-х годов прошлого века, ввел сам термин slam, а также основные правила. К тому же известно, что слэм - непременный атрибут панк и хардкор субкультур, а именно это своеобразный танец публики возле сцены во время концерта. Слэм как поэтическое явление быстро распространился по Америке и Европе. Теперь во всех крупных европейских городах регулярно устраиваются слэмы разного масштаба. В США, например, проходят национальные чемпионаты по слэму, в том числе командные. За более чем 20-летие своего существования слэм обзавелся завидным разнообразием стилей и техник. Сегодня это уже отдельное направление искусства, впитавшее в себя множество литературных, театральных, вокальных и прочих художественных практик.
Впрочем, несмотря на многообразие существующих форм, поэтический слэм – это, прежде всего, уникальная возможность прочесть свои стихи перед широкой аудиторией слушателей. По правилам слэма, каждому участнику дается три минуты для чтения, затем жюри, из числа зрителей, ставит свои оценки, причем оценивается не только сам текст, но и как он исполняется участником. Победителей ожидают призы.
Безусловно, существует множество вариаций этих правил и организаторы каждого конкретного слэма вольны сами устанавливать порядки. Одно неизменно: жюри должно собираться обязательно из простых зрителей, дабы избежать участия профессионалов и пафоса, чуждого духу слэма. Чаще всего роль судьи берет на себя публика, которая вольна в выражениях своих эмоций и может как освистать слэмера, так и сделать его триумфатором.
По сути своей поэтические слэмы, как мне видится, это известные любому российскому обывателю традиционные литературные чтения, которые всего лишь претерпели метаморфозу в эпоху тотального стеба.
И вот ведь какое дело, историки от искусства считают, что в молодежные клубы Нью-Йорка, Лондона, Берлина поэзия пришла именно благодаря слэму. Известно также, что в литературных клубах Москвы и Петербурга турниры по слэму буквально встряхнули привычный ход вещей и вывели на поэтический небосклон новые «звезды».
А что же у нас?
Появлению слэма в культурной жизни Уфы мы обязаны, видимо, известному арт-критику, главному редактору журнала «Гипертекст», общественному деятелю и автору колонки «ОЭГ» Кристине Абрамичевой. По ее инициативе в городе сегодня проводится уже четвертое поэтическое состязание. «Страсти по герою» - так организаторы определили тему очередного слэма. Тема любовная, не исключающая эротики, вызвала у одаренной и талантливой молодежи живой отклик.
«Атмосфера была потрясающая… Поэты удивляли новыми ритмами, но победил все равно Саша Марьин. За что и получил «Энциклопедию тантры», диплом и билет в альтернативный театр «Перспектива», как, впрочем, и две другие финалистки - Маша Изгина и Варя Малыгина», - отписалась по случаю в своем «ЖЖ» Кристина Абрамичева.
Я же не могу удержаться от собственного замечания по поводу увиденного - все происходящее действие напоминало междусобойчик хорошо знакомых друг другу людей. Творческих людей, не чуждых симпатий, порой привязанностей и здорового духа соперничества. Собралась, оперируя современными понятиями, молодая литературная тусовка. На импровизированном ринге встретились Ренат Рахимов, Евгений Крушин, Александр Марьин, Софья Еникеева, Михаил Кривошеев, Варвара Малыгина, Ольга Лебединцева, Кирилл Александров, Мария Изгина. Молодые авторы печатаются на страницах литературных журналов «Бельские просторы», в уже упомянутых «Гипертексте» и «Персонаже», иные выпустили собственные сборники. Победитель слэма Саша Марьин представлял современную поэзию Уфы на фестивале «Белые ночи» в Перми. Подборка его стихов в числе прочих вошла в «Поэтический путеводитель по городам «Культурного альянса», выпущенного в рамках фестиваля.
И в заключении почему-то вспомнилось: «народ, который не умеет чтить своих поэтов, заслуживает... да ничего он не заслуживает». Так писал Осип Мандельштам в тяжелые для российской культуры годы. Может быть, поэтому особенно отрадно, что есть люди, которые изо всех сил поддерживают поэтические дарования и таланты, к тому же, замечу, без громких определений слэм, все-таки, весьма занятное зрелище.