Кем был Виктор Цой для миллионной армии его поклонников? Почему именно его творчество превратилось в культ, в выражение мыслей и чувств целого поколения выживших романтиков?
Он был поэтом. Поэты – предвестники революций. Вспомните предреволюционные стихи Блока, Есенина: это гнетущее состояние, невыразимые мрачные чувства; в них также много мистики, необъяснимых символов. Таким же поэтом на сломе двух эпох стал для многих Виктор Цой. Он как никто точно выразил настроения общества и предчувствие перемен, о которых так любят писать современные критики. Но перемены Виктора Цоя – это не просто смена политического строя, приход гласности и демократии. Это жажда перемен в самом человеке, это извечное стремление к совершенствованию духа и вере в светлое будущее человечества.
Он был кумиром поколения, выросшего в советских школах. В детстве им читали сказки Пушкина, по воскресеньям они смотрели «Этот фантастический мир» по новеллам Брэдбери. А всего через несколько лет, с приходом рыночной экономики, их заставили отказаться от своих идеалов и поклоняться «золотому тельцу». Это поколение, которому суждено было пройти афганскую и чеченскую войны, а также криминальные войны 90-х годов; поколение, которому в начале 21 века объявили о том, что над Россией нависла угроза страшного демографического кризиса – вырождения российского народа. Это поколение, которое прошло через все ужасы слома политического и социального строя, но сохранило в душе веру в жизнь, любовь и человеческие идеалы.
В сети связок, в горле комом теснится крик.
Но настала пора: и тут уж кричи – не кричи!
Лишь потом кто-то долго не сможет забыть,
Как, шатаясь, бойцы о траву вытирали мечи…
И как хлопала крыльями черная стая ворон,
Как смеялось небо, но потом прикусило язык…
Откуда у мальчика с корейскими корнями, выросшего в интеллигентной питерской семье, такое предчувствие беды, войны, смуты?
Поэтам свойственно пребывать в состоянии постоянного контакта с изменяющимся информационным полем и передавать эти вибрации в своих стихах, которые мучают их ночами, не дают спать. Поэты всегда первыми чувствуют приближающуюся бурю.
Невозможно отделить эти стихи от музыки. От удивительной харизмы и личного обаяния Виктора Цоя. Чувствуешь священный трепет, когда изучаешь эти строчки в надежде разгадать вечную тайну его творчества.
А жизнь – только слово, есть лишь любовь, и есть смерть…
Эй! А кто будет петь, если все будут спать?
Смерть стоит того, чтобы жить,
А любовь стоит того, чтобы ждать.
Спасибо, Виктор! Мы по-прежнему живы и по-прежнему с тобой!