Все новости
Культура
18 Июля 2012, 18:43

В Уфе появился уличный театр

В Уфе театральные представления разыгрываются под открытым небом. Это уличный театр Сергея Першина и Александра Карелина.

Фото предоставлено автором.
Фото предоставлено автором.
Недавно я стал невольным свидетелем театрального представления, разыгранного под открытым небом на площади имени Салавата Юлаева. Так как я давно интересуюсь театром, то не смог остаться равнодушным и пройти мимо. После окончания спектакля я познакомился с актерами и одновременно основателями первого в Уфе уличного театра - Сергеем Першиным и Александром Карелиным. Театр они назвали в честь персонажа средневековой легенды доктора де Ламбера – священника, который якобы в полнолуние обмазывался сажей и пугал горожан, чтобы они чаще посещали церковь.А сам уличный театр зародился еще в античные времена из комедии дель арте. Спектакли тогда показывались на улице.
Сергей Першин в этом году закончил Уфимскую государственную академию искусств по специальности театровед. Вместе с Александром Карелиным они играют в театре-студии «Альтер Эго».
В уличном театре Сергей и Александр не только актеры, но и режиссеры. Уже два спектакля – «Пачка сигарет» и «356 г. до н. э. – бесконечность» - были поставлены ими. Выпускник училища искусств Станислав Журавлев пишет музыку для спектаклей и исполняет ее во время представлений, часто искусно импровизируя.
- Расскажите про ваши спектакли.
- Первый спектакль «Пачка сигарет» был своего рода провокацией для зрителя. Он был разделен на несколько частей, прологом к каждой была сцена, где мы лежим и курим. Лейтмотивом было чувство вины перед человеком, собой, Богом, миром. По нарастающей. У нас не было чёткой застройки, только несколько ключевых точек, идей, от которых мы отталкивались и импровизировали.
Второй спектакль «356 г. до н.э. – бесконечность» был по мотивам пьесы Григория Горина «Забыть Герострата». Там мы уже были конкретными персонажами, Саша - Герострат, а я – Клеон, - говорит Сергей. - В некотором смысле это спектакль о гордыне, которая человека разрушает. Клеон, пытаясь победить Герострата, проигрывает, и в итоге сам становится таким же Геростратом, который считает, что «выше воли Богов только наглость человеческая».
- Что для вас уличный театр: работа или увлечение?
- Мы серьезно относимся к своему делу и планируем в будущем добиться более высокого уровня, чем сейчас, - отвечает Александр.
- В чем различие традиционного и уличного театров?
- Если говорить о различии уличного и традиционного театров, то в традиционный люди приходят провести светский вечер. Уличный же затрагивает любого зрителя, независимо от его социального статуса и интеллектуального уровня. В обычный театр человек приходит отдохнуть, а здесь он внезапно вырывается из повседневной жизни и моментально становится участником представления, - говорит Сергей, - для нас это способ поговорить с людьми о вопросах, которые нас интересуют.
- В обществе существуют проблемы, о которых мы с помощью театра напоминаем людям, чтобы они задумались, – добавляет Александр.
- Почему именно уличный театр?
- Когда я учился на театроведа, то задавал себе вопрос, какой театр меня больше всего интересует. Глядя на то, что творится с театральным процессом, читая интервью, просматривая спектакли современных режиссеров и вообще оглядываясь в этом плане на другие города, такие как Оренбург, Челябинск, Самара, Пермь, я все больше приходил к мысли, что профессиональный театр, театр-коробка, умер, он не воспринимается как театр. Театр всегда куда-то вел людей. В античности он был как голос народа, и это было для всех очень важно. Каждый спектакль освещал какие-то события в государстве или обществе. Люди приходи в театр на весь день и, если кто-нибудь не посещал представлений, его просто не понимали, - отвечает Сергей.
- Зачем современный человек ходит в театр?
- В театре растет душа. Она не станет расти от просмотра таких фильмов как «Мстители» или «Железный человек», их смотрят люди, которые желают зрелищ. В театре человек перерождается, сопереживает. Разум и душа человека работают вместе с актерами, переживая те проблемы, которые обозначаются в спектаклях. Люди приходят в театр не только интеллектуально вырасти, они приходят за эмоциями.
- В чем проблема театра в России, и как ее надо решать?
- На протяжении всей истории театр много значил для людей в том смысле, что куда-то направлял, задавал планку. Он как бы говорил: «смотрите, какими должны быть люди или какими не должны быть». Он рождал личность, к которой люди тянулись, потому что актеры, в свою очередь, тянулись к образам, а сейчас в театре этого нет. Сейчас зрителю позволяют спуститься вниз, делают так, чтобы он пришел, посмотрел и, главное, заплатил. Театр стал кассовым. Конечно, есть такие коммерческие спектакли, на которые люди приходят и растут интеллектуально, но это больше старая школа и их не так много, как хотелось бы.
Мы не продаем билетов на спектакли в уличном театре, это в принципе невозможно.
Поэтому из всех форм и видов театров именно уличный театр в настоящий момент самый живой, и он единственный способен выполнять функцию театра, - говорит Сергей.
В театре актеры играют, но он может дать возможность обществу посмотреть на себя со стороны, без цензуры и рекламы. Было бы неплохо, если бы в какой-нибудь праздник в нашей стране помимо Жанны Фриске и Стаса Михайлова выступали бы актеры уличного театра. Спектакль «356 г. до н.э. – бесконечность», который я застал, заставил меня задуматься о гордыне и напомнил мне о некоторых знакомых мне людях, которые гордятся чужими достижениями и приписывают их себе.
Я надеюсь, в Уфе уличный театр приживется и часто сможет нас радовать и вдохновлять. Мне понравился спектакль, он как глоток свежего воздуха в суетном мегаполисе. Думаю, каждому это необходимо, ведь мы все чаще думаем о своем - мелочном и обыденном и меньше чувствуем.
Автор:Тимофеев Тимур
Теги:театр
Читайте нас: