Все новости
Культура
29 Января 2012, 11:24

Местная литература по Гамбургскому счету

Корреспондент «ОЭГ», побывав на заседании литературного объединения, делится своими впечатлениями о творчестве молодых начинающих авторов.

Фото с сайта http://varvar.ucoz.org.
Фото с сайта http://varvar.ucoz.org.
Недавно начала перечитывать «Бесов» Достоевского. И страшно удивилась. До чего же современный текст! Как будто и не прошло с момента его написания почти полтора столетия! Те же, что и сегодня, разговоры, идеи, психологические типы. Чего только стоит один Степан Верховенский, приживальщик генеральской вдовы, либерал без всякой цели, со смаком и надрывом рассуждающий под халявное шампанское о свободе, о народе, о реформах. А как что, при малейшем волнении холопов (действие-то в романе происходит накануне освобождения крестьян) умоляющий губернатора прислать войска для усмирения мужиков, да побольше!
Впрочем, я не об этом хотела сказать. А о нашей нынешней местечковой словесности, которая имеет место быть и присутствует на страницах единственного нашего толстого литературного журнала «Бельские просторы». По традиции двенадцатый номер этого журнала считается экспериментальным, и в нем каждый год отдается предпочтение молодым и начинающим авторам. Этим-то данный номер интересен, и потому каждый год одно заседание УФЛИ, литературного объединения «Уфимская литература», посвящается его обсуждению.
На этот раз, впрочем, как и в прошлом году, на заседании присутствовал представитель уважаемого печатного издания, уфимский литератор Игорь Фролов. Как всегда, было высказано множество мнений, порой диаметрально противоположных. Но, как говорится, о вкусах не спорят. Я же решила оценить этот номер со своей точки зрения, избрав основным критерием оценки соответствие (или несоответствие) мессиджа того или иного автора современности. Это может выражаться и в форме, то есть, в лексической и стилистической составляющей текста; и в содержании, то есть, в отражении того мироощущения, которое присуще только нашему времени и никакому другому.
С этой точки зрения я выделила лишь несколько поэтических и прозаических текстов, авторы которых, на мой взгляд, современны и не вторичны.
Журнал открывает подборка стихов молодого автора Александра Марьина, которую он озаглавил «Аффтар ЖЖОТ». Поначалу я подумала, что это на китайском. Но, прочтя стихи, поняла, что автор в совершенстве владеет современным компьютерным сленгом, где всякие правила орфографии полностью отвергаются. Отсюда «превед, Медвед» и стишки типа:
«Я печатаю с ноутбука.
Отправляю на мыло стих.
Я пишу не так много букав,
чтоб читатель асилил их».
Компьютер подчеркивает этот опус сплошь красным, но читателям нравится. Он для того и написан, чтобы заслужить «камент», типа «Аффтар ЖЖОТ!!!»
На первый взгляд, это суперсовременно. Ведь сегодня быть неграмотным, коверкать язык - модно. Но, на второй, - понимаешь, что эта актуальность сиюминутна и скоротечна.
Более глубокими по смыслу и мироощущению мне показались стихи Алексея Сомова, особенно одно из них - «Союз Тьма-4». Здесь прослеживаются отблески нового космического сознания землян, которые, впрочем, и «ныне хозяина пустоты всячески славят, как положено теплокровным, живородящим, лживым, слабым…»
Из прозы, как и многих выступивших на УФЛИ, меня лично зацепило сочинение Рустама Ильясова «Любовь неудачника», последнего лоха из города Дюртюли, как сам себя представил автор. На первый взгляд, этот текст кажется бессмысленным шизофреническим потоком сознания. Но вдруг в этом потоке, как электрошоком, читателя пробивает какая-нибудь абсолютно гениальная фраза вроде этой: «Но я не думаю еще о безоговорочной капитуляции, ибо она наступает в момент смерти, да и то необязательно». Когда же текст прочитан до конца, то понимаешь, что автор интуитивно нащупал некую важную и очень актуальную современную мысль-идею. Она в том, что даже полностью искалеченный, растоптанный и фактически уничтоженный социумом отдельный индивид может создать свой собственный внутренний фронт сопротивления и сражаться до полной капитуляции врага, если у него есть хотя бы призрачная иллюзия любви.
Этот текст современен по мысли-идее, но не оформлен лексически и стилистически. В отличие от текста Игоря Голубенцева «Калиюга севера». Он в этом отношении безупречен и доставил лично мне большое эстетическое наслаждение. Недаром коротенькие миниатюры этого автора вошли даже в лонг-лист какого-то престижного литературного конкурса. Это современно и по мироощущению, и по словесному оформлению.
Порадовало и то, что в двенадцатом номере «БП» из почти сорока авторов представлено четырнадцать питомцев УФЛИ. Значит, все-таки «скорбный труд» руководителя УФЛИ Айдара Хусаинова не пропал даром. Конечно, и господин Фролов немало поспособствовал тому, что произведения уфлийцев увидели свет на страницах журнала, за что ему отдельное спасибо.
Поразило меня творчество Варвары Малыгиной. Эта скромная молодая женщина, зачастую стеснительно и молча присутствующая на заседаниях УФЛИ, оказалась на самом деле глубоким и тонко чувствующим мыслителем и философом. Чего только стоит ее стихотворение «Жить страшно. Умирать страшно…» Да и про портрет Дориана Грея неплохо получилось.
Конечно, более жизнерадостно и жизнеутверждающе творчество Галарины, пожалуй, самой интеллектуальной и информированной из всех нас представительницы УФЛИ, умудряющейся при всем своем «умище» оставаться стопроцентной женщиной. Впрочем, мне показалось, что в 12-м номере были представлены не самые лучшие ее стихи…
Однако, неблагодарное это дело - пересказывать содержание книги или журнала. Я хотела просто привлечь внимание читателей «ОЭГ» к тому, что и в наших пенатах, не иссякая, течет поток литературного процесса. И он достаточно интересен, хотя и неоднозначен.
Отрадно и то, что местные, самые известные уфимские литераторы, как-то Александр Иликаев, Игорь Савельев, Артур Кудашев, Сергей Матюшин, Салават Вахитов, Всеволод Глуховцев, Юрий Горюхин, Светлана Чураева делают многочисленные попытки оценивать труды собратьев по перу по высшему Гамбурскому счету. В двенадцатом номере «БП» такой процедуре подвергся Игорь Фролов. И это вселяет надежду на беспрерывность роста и на создание таких текстов, которые не теряют актуальность и спустя века, как, например, текст Достоевского, с которого я и начала свое повествование. Подобные произведения проверку Гамбурским счетом проходят и сегодня на все сто!
Автор:Гафурова Светлана
Читайте нас: