Маленькая дочка моих знакомых вместе с родителями собирается в театр.
- Мама, а где мои красивые туфельки?
Родители между собой переглядываются.
- Ну как же! Мы же идем в театр!
Ребенок, а понимает, что в театр нельзя пойти в повседневной одежде и сапогах для улицы, нужно выглядеть подобающе. Правда, эстетичный внешний вид предполагает и определенную культуру поведения в театре. Конечно, маленьких зрителей ждут в театре, и не секрет, что зачастую часть зала заполняется именно школьниками, которых привозят целыми автобусами, но то, как они будут вести себя во время спектакля, вызывает некоторое беспокойство. Неначнут ли между собой разговаривать, шуршать фантиками, не найдут ли себе другое занятие? Дети есть дети, кто-то весь спектакль сидит не шелохнувшись и не сводит глаз со сцены, другие затевают какую-то возню. Но и взрослые люди, пришедшие в театр, довольно часто ведут себя не лучшим образом.
Скажите честно, кто из вас отключает мобильный телефон, причем еще до того, как об этом напомнили во всеуслышание? Многие это объявление пропускают мимо ушей, и во время спектакля то в одном конце зала, то в другом раздается рингтон. Некоторые даже умудряются ответить, при этом громко шепчут в трубку.
В наших театрах служат интеллигентные артисты, потому что невоспитанные зрители если и выводят их из себя, то они виду не показывают. Они не прервут спектакль и не скажут со сцены в зал, как сделал однажды один известный американский актер, когда во время спектакля у одного из зрителей зазвонил телефон:
- Что, хочешь ответить? Давай же, просто возьми и выключи его! Или, может, у тебя есть история получше нашей? Тогда поднимайся сюда и расскажи!
Наши артисты продолжат играть, потому что остановить спектакль расценивается как дисциплинарное нарушение. Но пошутить на этот счет актеры любят. На мартовском театральном "капустнике" ведущий Алмас Амиров - актер Башдрамы, наоборот, поощрял зрителей, которые звонили и отправляли SMS, время от времени спрашивая их:
Дело в том, что в тот вечер в то же самое время на другой уфимской арене проходил хоккейный матч.
Но, несмотря ни на что, уфимскую публику считают благодарной. Особенно это ее качество отмечают приезжие артисты. В прошлом году в Башгосфилармонии выступал австрийский скрипач Луц Лесковиц. Известный музыкант, педагог и коллекционер старинных музыкальных инструментов в Уфе играл на знаменитой скрипке Страдивари, которую великий мастер сделал в 1707 году. Маэстро пришел в восторг от публики, которая пришла на его концерт. Его очень порадовало то, что в нашем городе послушать классическую музыку приходит много людей, тогда как в родном Зальцбурге публика раскупает билеты на концерты, если в афише заявлены известные исполнители. Луц Лесковиц отмечает:
- Кроме того, зрители чаще всего интересуются не тем, что звучит, а кто сидит в зале: какая известная персона пришла на концерт, с кем, во что одета. Поэтому очень часто симфонические концерты, спектакли становятся шоу, и музыка, театральное действо отодвигается на второй план. Мне очень приятно, что на концерты в России, где мало кому известно мое имя, приходит много зрителей, которые серьезно увлечены музыкой.
После этих слов задумалась, а действительно ли уфимцы ходят на спектакли и концерты, чтобы приобщиться к искусству, а не себя показать и на других посмотреть. Оставим в стороне пока антрепризы и выступления российских и зарубежных исполнителей, организацией гастролей которых в башкирской столице занимаются продюсерские центры. Сосредоточим внимание на столичных театрах.
Понятно, что сначала надо выбрать, куда пойти и что посмотреть, приобрести билеты, цены на которые, к слову, вполне приемлемые. В среднем по театрам самый дешевый билет стоит 60 рублей, верхняя ценовая планка - 800 рублей. Сразу оговоримся, что спектаклей, на которые такие дорогие билеты, - в Уфе единицы. В основном цены на билеты в театр ниже, чем билеты в кино. В среднем 200 рублей. Репертуар представлен разнообразный: классика, современная и национальная драматургия. В целом выбор есть, и зрители идут, значит, к высокому все-таки тянет.
Наверное, в каком-то смысле люди выбираются в театр и для того, чтобы себя показать, ведь для многих культпоход означает выход в свет. Надеваются лучшие наряды: мужчины - дорогие костюмы, их спутницы - вечерние платья и драгоценности. Хотя в последнее время дресс-код для театра стал более демократичным. Шикарно одетых дам можно встретить нечасто, в основном в женской одежде преобладает официальный стиль, но еще чаще можно увидеть, что люди в театр приходят в джинсах и свитерах. Так что еще один довод в пользу того, что люди ходят в театр, чтобы смотреть спектакли и слушать музыку, а не демонстрировать свое благосостояние. Или особо богатые люди по театрам не ходят?
И, наконец, какие персоны в зале могут привлечь внимание публики больше, чем действо на сцене? Возможно, первые лица республики, приглашенные высокие гости, но на такие спектакли, концерты и прочие культурные мероприятия вход либо только по пригласительным, которые простой зритель где достанет, либо по билету в свободной продаже, который явно будет не по карману. Так что большинство желающих увидеть тот или иной спектакль или концерт смогут сделать это в другой раз, но не когда в зале будут VIP-персоны
Получается, прав оказался гастролирующий по России австрийский музыкант. Хоть наша публика скромно одета, редко приходит на спектакли с букетами и ленится отключать мобильные телефоны, но зато она тонко чувствует и понимает искусство. Как знать, возможно, артистам со сцены виднее.