Все новости
Культура
13 Апреля 2011, 12:03

Парад зрелищ

Проблема заполняемости залов, независимо от того, кто выступает на сцене, никуда не исчезла. Надо серьезно задуматься о распределении  гастролей равномерно на весь год.

Фото Олега Яровикова.
Фото Олега Яровикова.
Начну с приятной банальности о произошедшем в последние десятилетия расцвете культуры в Республике Башкортостан. Со стороны это сильно заметно. Если назвать культуру садом духовности, прекрасно, что плодами этого сада пользуются зрители не только России, но и других стран. В этом плане земной шар давно уже не кажется столь великим для отдельных исполнителей и творческих коллективов РБ.
Культура - часть нашей жизни. А может быть, и есть жизнь, а остальное - прибамбасы. Если для служителей культуры это, в первую очередь, работа, профессия, для государства она должна быть приоритетом как для сохранения духовности, так и для продвижения и развития страны. Другое дело, насколько это осознается власть предержащими. Последние, говорят, призваны служит народу, который, скажем просто, состоит из зрителей, или потребителей культуры. Так вот, среди них всегда имеется активная часть, которая изначально видит в развитии культуры исцеление от многочисленных недугов и болезней, которыми заражено общество. Эти наши соотечественники уверены, что люди, приверженные в той или иной степени к культуре, будут далеки от пьянства, наркоты, воровства, бандитизма и даже (о, наивные!) от коррупции. Эти наивные бескорыстно и всегда занимаются пропагандой культуры.
Скажу о том, с чем мы сталкиваемся в Оренбурге, административной и культурной столице башкир в длительный исторический период, в городе с численностью населения в 550 тысяч человек, немалую долю которого составляют татары и башкиры. Так повелось, что львиная доля гастролей национальных коллективов Татарстана и Башкортостана приходится на короткий промежуток времени - примерно месяца полтора в марте-апреле. У чиновников, видимо, есть этому объяснение, которое лично меня никак не интересует и не трогает.
Я считаю, что духовная пища, как и кулинарная, должна попадать в человеческий организм равномерно, в течение года. Ну не может потребитель духовности бегать в неделю два-три раза на концерты и спектакли, и именно в пору весеннего равноденствия, а  в остальное время "грызть полку". А ведь охота встретиться и с Айдаром, и с Салаватом, Галиаскаром Камалом и Мажитом Гафури, с Загиром Исмагиловым, с "Мунча ташы" и... назову на вскидку, с Аиткуловым, Туктагуловым, Хызыровым, Юлдашевым, Ильясовым, подразумевая рядом с ними не менее достойные имена наших прекрасных артисток.
Многие потенциальные зрители не могут посетить этот "парад зрелищ" попросту из-за отсутствия "презренного металла" в кармане. Очень хочется узнать оценку этой ситуации руководителями сферы культуры. Ведь подобный "парад" бьет по карману не только зрителя, но и артиста. Проблема заполняемости залов, независимо от того, кто выступает, была всегда, и не исчезла никуда. Надо серьезно задуматься о распределении гастролей, насколько это возможно, равномерно на весь год, что будет соответствовать здравому смыслу. Не могу не привести нашим уважаемым деятелям культуры обеих республик высказывание оренбургской предпринимательницы, долгое время оказывающей материальную поддержку национальным коллективам в организации концертов:
- Если они (т.е. администрации коллективов) не умеют считать деньги - это их проблемы!
Думаю, актуальность этого афоризма будет только возрастать. Вынужден также констатировать, что в вопросе распространения билетов рассчитывать, как бывало, на активистов курултая башкир не придется. Это дело затухло. Все меняется в жизни. Поднимаемый вопрос, конечно, попадет в поле зрения нашего земляка, министра  Аскара Абдразакова. Хочу сказать, что мы постоянно общались с Амиром Габдельмановичем Абдразаковым, известным артистом, режиссером, руководителем башкирского телевидения. Мы гордимся, что Абдразаковы являются выходцами из исторической земли башкир - Туксоран, где, невзирая на всякого рода катаклизмы, и, как правило, не благодаря, а вопреки, продолжают сохраняться язык и культура коренного населения края.
А вот 2 апреля в "параде зрелищ" принял участие знаменитый коллектив России - Государственный академический ансамбль народного танца Республики Башкортостан имени Файзи Гаскарова. С этим коллективом я связан духовными узами почти полвека. Как искушенный зритель скажу сразу, не все в первом отделении концерта у меня вызвало восторг. Хотя все без исключения номера этого большого концерта принимаются зрителем на "ура". Однако хотелось бы лицезреть и сольные номера. У меня всегда присутствует желание увидеть великолепный танец "Перовский", связанный с дважды губернатором башкирского края графом Василием Алексеевичем Перовским. Это шедевр, классика жанра, если хотите. Первый раз в своей жизни мне посчастливилось увидеть этот номер в 1985 году на вечере встречи в родной школе, гимназии имени Рами Гарипова в Уфе. Ваш слуга вошел в свой класс на третьем этаже со знаменитым историком Анваром Закировичем Асфандияровым, будущим профессором математики Мажитом Махмутовичем Махмутовым и знаменитым кураистом Юлаем Ишбулдовичем Гайнетдиновым. С нами был семиклассник Урал Хайруллович Муртазин, ныне известный артист. Танец был буквально вложен в мое сердце этим юношей. Навсегда.
Отдавая дань уважения профессионализму и трудолюбию как руководителей, так и исполнителей ансамбля Гаскарова, хотелось бы обратить внимание на следующее. Надо постоянно держать на острие внимания и активно продолжать работу по представлению башкирского танца как одного из танцев народов мира. Это "йозок кашы", сердцевина, гвоздь программы, от этого мы никуда не денемся. Вопросы сохранения традиций, самобытности, национального колорита всегда должны быть впереди в творческих планах коллектива.
Башкирский танец в программе знаменитого ансамбля представляется мне как верительная грамота полномочного представителя Республики Башкортостан в России, а за рубежом - самой России, ни больше, ни меньше.
Парадоксы жизни всегда неожиданны. Некоторые возникают благодаря нашему участию или, наоборот, бездействию. Один из них связан с обсуждаемым вопросом. Вот и достопочтенному мэтру Файзи Адгамовичу Гаскарову скоро исполняется 100 лет (однажды я понял, что люди не умирают), самому коллективу более семи десятков лет, выступал в 60 странах мира. А зрители соседнего Оренбурга, вернее, абсолютное их большинство, не видели, не знают, не слышали. А попробуйте заманить в зал такого зрителя, в данном случае условно слепого, глухого, несмышленого… Не знаю, сможете ли вы представить, уважаемые читатели, но это обстоятельство оборачивается серьезными переживаниями для той активной части зрителей, пропагандистов культуры по призванию, о которых я говорил вначале. Бывало раньше, и в полупустом зале проходили эти концерты. В последние годы ситуацию удалось переломить. Обычные методы, как реклама на ТВ, продажа билетов в разных точках, не срабатывают однозначно. Это самотек, не более того, с нулевым результатом. Вопрос недобора зрителей остается актуальным. Менеджмент, однако, господа. Не вдаваясь в подробности, скажу, что стараниями активистов башкирского общества удалось собрать полный зал. Спасибо этим неравнодушным людям и, конечно, Гулиме Жангабиловой из Оренбурга и Радику Шарафутдинову из Уфы за совместную работу. Огромная благодарность танцорам, музыкантам, всему коллективу от восторженных оренбургских зрителей. Передавая их дифирамбы, многие из которых были прикованы к этому высокому действу первый раз, хочу отметить, что жители Башкортостана имеют гораздо больше возможностей приобщаться к этому виду культуры. Наберется не менее десятка высокопрофессиональных коллективов в разных точках развитого во многих отношениях региона. Радует зародившееся сравнительно недавно движение "Баик" по пропаганде и развитию башкирского танца,  привлечению и выявлению талантов из самых разных уголков республики. Нет предела совершенству, и, если эти коллективы традиционно рассматриваются как некий резерв ведущему ансамблю танца республики, сейчас, думаю, составляют ему здоровую конкуренцию. И это прекрасно.
...На сцене "Андалузские вечера". Гордые испанские джигиты в черных костюмах и сомбреро, под стать им девушки в платьях в горошину двух цветовых гамм. Музыка для ушей оркестра сливается с музыкой для глаз танцевальных движений. Творится чудо, волшебство. Здесь звучит гимн мужеству, бесконечности мироздания, суровости, подчас трагизму бытия. Бренность мира, готовность к разлуке вечной. И любовь... И слезы - это уже на глазах у зрителей. Так повелось, где любовь, там слезы...
Концовку даю. Мчусь как-то по асфальту, местами покрытому тонкой наледью, не то весной, не то осенью. Напеваю под настрой мелодию "Перовский". Тут поскользнулся, заторопился по ходу на падение. Однако мелодия не прерывается, и под ее ритмы я уверенно выхожу из падения. "Перовский" просто физически удержал меня от падения! Давайте, джигиты, разучивать "Перовского!" А девушки - "Загиду!" Не упадем. Не пропадем.
Автор:Амангильдин Даут Газизович
Читайте нас: