Мастерица из Уфы Светлана Куликова изготавливает необычные вещи, используя экологически чистую технику мастерицы из Австралии.
Светлана Куликова рассказала «Электрогазете», что с экопринтом (контактным крашением или ботаническим принтом) познакомилась шесть лет назад. Увидела фотографию в интернете и поняла, что это явно не рукой художника написано. Стала выяснять, как это сделано. Узнала, что техника называется «экопринт» и начала искать мастеров.
— В интернете подробной информации не было. Никто бесплатно никакими секретами не делится. На иностранных сайтах видела, как работают руками, что-то замачивают, заворачивают и разворачивают, — вспомнила Светлана Куликова и продолжила. — Этой технике около 15 лет. Ее основательница — австралийка Индиа Флинт. Она придумала окрашивать ткани листьями. У нее были ученики, в том числе — россияне. Потом ее ученики стали обучать уже других.
Светлана Куликова сказала, что посмотрела видео в интернете и попыталась повторить за мастерицами. Информации было недостаточно, чтобы успешно окрасить ткань. Тогда решила найти умельцев и пройти очное обучение.
— Мне повезло: попала к замечательному мастеру из Екатеринбурга Ольге Алонсо. Она приехала в Уфу. Нам хватило одного дня. Правда, потом с ней на протяжении многих лет общалась по телефону. Затем отношения стали дружескими. Дальше мои желание, упорство, настойчивость позволили достичь таких результатов. Сейчас я тоже веду уроки по экопринту, — поделилась Светлана Куликова.
— Кем работали до этого?
— Бухгалтером. Я по восемь-десять часов трудилась на основной работе, потом приходила домой и начинала красить ткани: неважно, вечер или ночь на дворе. В голове возникало много идей, какие листья подойдут для того или иного фона. Картинки до сих пор не дают спать. Хочется быстрее попробовать что-то новое.
Уже два года, как вышла на пенсию, поэтому времени стало больше. Но когда я работала, всегда дополнительно чем-нибудь занималась. Сначала вязала, потом шила игрушки в текстильной и чулочной технике.
— Чем привлек вас экопринт?
— Во-первых, экологически чистая техника. Здесь не используются никакие химические вещества. Во-вторых, работу можно выполнить в домашних условиях. Используются только растительные пигменты: травы, корни, кора, стебли, цветы. Необязательно покупать дорогое, используем все, что мы употребляем в пищу. Гранат съели, корочка пошла в работу. Ее настаиваем при постепенном нагреве. Мы делаем экстракт, заливаем водой, настаиваем. Можно получить разные оттенки: от желтого до шоколадного. Луковая шелуха дает ярко-желтый оттенок, терракот, зеленый. Шелуха фиолетового лука дает зеленый оттенок. Косточка авокадо дает пыльно-розовый цвет. Используем все, что растет вокруг нас. Это все для фона. А сами листья применяются для нанесения рисунка на ткани. Мы кладем на ткань листья. В листьях содержатся красильные пигменты. Летом работаем со свежими листьями. Я привожу их из сада, собираю на улице. Листья кладут на ткань, затем их плотно прижимают, потом заворачивают в плотный рулон и варят на пару. На ткани можно увидеть отпечатки папоротника, каштана, ромашки, коры эвкалипта, листа золотарника. Окрашиваются только натуральные ткани: шерсть, шелк, хлопок, лен, бязь, крапива. Можно окрашивать кожу, получаются замечательные принты. И даже дерево и керамику.
Из окрашенной ткани можно сделать платки, палантины, сшить одежду. Еще окрашиваю войлок. Например, можно сделать жакет: свалять войлок и отпринтовать листьями. Остается красивый рисунок.
— Вы делитесь своими секретами?
— Конечно, если у людей есть желание этому научиться. Одно дело —купить вещь, другое — самому сделать. К тому же, это дополнительный доход. Сейчас это моя основная работа и смысл жизни. Я не представляю себя уже без этой красоты.
— Вы обучаете экопринту не только в Башкирии, но и в других регионах?
— Мои ученики в Санкт-Петербурге добились достаточно хороших результатов. С учениками я на связи 24 часа в сутки. Они задают вопросы, я им подсказываю, как, что лучше сделать. Они озвучивают идею, мы обговариваем, как добиться желаемого результата. Они принтуют достаточно успешно. Иногда я их работы не могу отличить от своих. Упорство и желание приносят плоды. Горжусь ими! Молодцы!
Выезжаю в другие регионы и провожу мастер-классы. Но в один мастер-класс невозможно вложить то, чему я сама научилась за шесть лет. Я разбиваю обучение на этапы.
— А как в Уфе обстоят дела с обучением?
— Я не знаю, почему у нас неактивные девочки. Мне так хочется поделиться своими знаниями… Я размещаю посты в соцсетях, но безрезультатно, хотя на выставке всем нравятся мои работы.
— Вашу работу можно назвать скорее хобби или бизнесом?
— Это не только хобби. Материальная поддержка, конечно, есть. Девушка может не покупать дорогие шелка, а приобрести недорогие белые футболки и отпринтовать их листьями. Футболку за 600 рублей после выполнения работы можно будет продать за 2,5 тысячи. Дело прибыльное.
— В семье, наверное, тоже кто-то творческой работой занимается?
— Муж Андрей тоже творческий человек. Он всегда во всем поддерживает, помогает. У него дома замечательная коллекция фигурок — индейцев. Андрей увлечен этой темой. Если он покупает невзрачные фигурки, то сам расписывает их: делает лица, разукрашивает одежду, дополнительно приделывает оружие — томагавки, ножи, копья, луки.
— А муж что-то помогал вам делать?
— Когда я работала дома, он помогал мне закручивать рулоны, особенно, если ткань была широкой. Потом туго заматывал ткань веревкой. Когда делала кукол в чулочной технике, муж делал скелет или фигурку, а я уже наращивала объем. Валяю тапочки, он подшивает кожей, причем красиво и аккуратно. Шов делает крестиком.
— Почему от кукол в чулочной технике отказались?
— Меня очень сильно захватило крашение. Тогда у меня была основная работа, и домашние дела тоже никто не отменял. Просто все не успевала. Сейчас кукол делаю только под заказ. Вот на Новый год заказали гнома. Я его сделала с удовольствием.
— А каких кукол делаете?
— Гнома сделала в прошлом году. У меня было много домовых с разными характерами, с разными лицами. Заказывали на юбилеи, свадьбы, новоселья, дни рождения.
— Кроме экопринта занимаетесь еще чем-нибудь?
— Параллельно валяю шапки, варежки, палантины, домашнюю и уличную обувь. Пока на этом остановилась: разбрасываться нет смысла.
— У вас каждый день продуман и вы заранее знаете, как его проведете?
— Стараюсь строить планы: не люблю, когда все стихийно. Не люблю, когда вмешиваются в мои планы. В основном, все расписываю на неделю. Есть такая техника, когда крашение может занимать до двух недель. Если красишь многоэтапно, то между каждой процедурой должна быть выдержка минимум сутки, а в идеале — двое-трое. Фон должен закрепиться. Потом можно красить листьями или наложить второй фон на первоначальный.
— В домашних условиях такую работу выполнять сложно…
— Когда у меня не было мастерской, я занималась дома. И так было в течение пяти лет. Для работы была специально отведена комната. Ткань варилась в большом баке на кухне на плите. Летом я крашу свежими растениями. Тут же засушиваю на зиму, складываю в коробки, подписываю, где и что лежит. Дома от пола до потолка хранилось 30 коробок. Засушенные листья можно хранить в течение трех лет, потом они разрушаются и становятся непригодными для работы.
Сухие листья, чтобы не раскрошились, заливаю горячей водой на 20 минут, они становятся мягкими, потом их переношу на ткань.
— Используете растения, которые произрастают в другом климате?
— Только кору эвкалипта. Ее мне прислала подруга из Израиля. Кусочки эвкалипта присылали по почте из Краснодарского края. Все остальное — травы, листья и растения — из Башкирии. Летом активно пользуюсь ромашками. Зимой в цветочных магазинах покупаю хризантемы. Можно там взять листья роз, их в магазинах продавцы счищают. Лепестками цветка можно прекрасно в разные цвета окрашивать.
— Какие сложности возникают в работе?
— Я сама могу придумать сложность, например, если нужно запутать фон. С корой дуба получаю желто-бежевый оттенок, а с корнем бадана — пурпурные. А что будет, если я соединю эти оттенки? Зная принцип работы этих пигментов и заранее продумав конечный результат, все делаю без заминок, сложностей не возникает. Тут рисует сама природа, она — основной живописец. И в этой ситуации я оказываюсь в роли проводника.
— Что еще планируете освоить?
— Еще хочу заняться игрушками из ваты. Надо сделать шаг в этом направлении, но пока на это не хватает времени.