Уфимка Наталья Моисеева 15 лет назад кардинально изменила жизнь, ушла из системы здравоохранения и занялась творчеством.
В беседе с «Электрогазетой» мастерица рассказала, что она медик по образованию и около 15 лет проработала в системе здравоохранения. Однажды увидела на странице своей знакомой в интернете фотографию изделия из войлока и заинтересовалась.
Наталья Геннадьевна встретилась со знакомой, попросила ее показать необычную вещь.
— Захотела попробовать изготовить изделие из войлока. Мне понравилось, и я начала искать свой творческий путь, — сказала мастерица.
— С чего начали?
— С малых форм. Моя первая работа — небольшой шелковый палантин. Потом были головные уборы, сумка. Дальше — больше, аппетиты росли и хотелось, безусловно, создавать одежду.
Когда я начинала, не было интернет-площадок с мастер-классами. Но это даже хорошо. Я училась вживую.
Изделия чередовала. Штамповать что-то одно, например, головные уборы, скучно. Обувь начала делать с комнатных тапочек. Сейчас все мои домочадцы обуты в войлочную обувь. Носят, когда на улице очень холодно.
— А верхнюю одежду изготавливаете?
— Было зимнее пальто и не одно. Оно было сделано из овечьей шерсти и имело каракулевую фактуру. Два пальто «гуляют» в Уфе, есть покупатели из Москвы, которые заказывают и с удовольствием носят. Сейчас у нас есть возможность выставлять свои работы на интернет-площадках.
— Что вас вдохновляет?
— Мне всегда нравилось, когда люди выглядят интересно, эксклюзивно, необычно, выделяются из общей массы. Хочется, чтобы они были красивые, узнаваемые. И я начала создавать изделия, которые помогают быть ярче, подчеркивают индивидуальность.
— Как обычно рождаются идеи?
— Как-то в магазине я увидела кусок шифона, на который был нанесен рисунок: автомобили в движении — очень динамичный, яркий, красивый. Я поняла, что хочу создать что-то подобное. Этот джемпер называется черно-белое кино. В фильмах часто показывают дороги и мчащиеся автомобили. Я от ткани оттолкнулась, и родился вот такой образ.
— Как рождаются образы?
— Часто — спонтанно. Как художник рисует красками, так и я рисую, но только… шерстью, волокнами. Кладу материал на стол, и начинается какое-то волшебство.
— И все же как возникают сюжеты?
— Безусловно, меня вдохновляет мир, который нас окружает. Если увиденное мне понравилось, я запоминаю, а потом могу воплотить в своем изделии. Подбираю материалы, цветовую палитру и начинаю творить.
— Что больше всего покупают?
— Покупают все, ориентируясь на сезон. Многие думают, что если войлок, тогда обязательно должны быть валенки. Но потом открывают для себя новые вещи. Палантин тоже делается из войлока, потому что войлок — это сваленная шерсть. Он может быть настолько тонким, нежным, и в то же время достаточно прочным и теплым.
— Сколько времени уходит на изготовление вещей из войлока, например, берета?
— Примерно восемь часов на работы с шерстью. Потом берету нужно высохнуть, а после этого надо осмотреть его, и если не устраивает форма, то можно замочить и отформовать заново. После сушки приступаешь к декору, используются дополнительные техники. Чтобы сделать верхнюю одежду, нужно более трех дней. Раскладка занимает много места и времени. Свалять можно быстро, а вот сам расклад — процесс трудоемкий.
— Для раскладки нужно много места, и это приносит некоторые неудобства родным и близким. Как они относятся к этому?
— Ничего. Когда они видят, что это мне нравится и есть результат, естественно, финансовый, то терпят, конечно, — улыбается мастерица.
— Кто-то из семьи поддерживает?
— Сын поддерживает морально. Я чувствую, что он мной гордится. Ему нравится то, чем я занимаюсь. Он знает, что это достаточно тяжелый труд. А супруг помогает делать сложную физическую работу. С одеждой я справляюсь сама, но если делаю обувь, то прошу помочь супруга. Чтобы провалять даже небольшую толщину войлока, надо изрядно потрудиться. Есть специальные приспособления, которые применялись в старину — раскатки, колодки, рубели. В старину пимокатами работали мужчины, они валяли обувь в бане, где специально для этого были установлены большие чаны. Пимокат — профессия, представители которой валяли валенки. Здесь нужна мужская сила, чтобы отколачивать, отформомывать изделия. Мне в этом помогает супруг, и я обычно прошу его, чтобы он помог с прошивкой и проклейкой подошвы.
— А внук вам помогает?
— Внуку моя работа интересна, он тоже помогает. Он любит находиться в моей мастерской. Ему пять лет. Обычно он говорит: «Дай мне задание». В работе с войлоком используется шлифовальная машина, чтобы ускорить процесс войлоковаляния. И этот процесс ему, безусловно, нравится, потому что это же электрическая машинка, которая шумит, жужжит. Он — в восторге.