Педагог дополнительного образования студии «Берендей» Уфимского городского дворца детского творчества Владимир Федорович Савельев уже 17 лет обучает детей резьбе по дереву.
— Наша студия «Берендей» изучает развитие и современное состояние резьбы по дереву, — говорит Владимир Фёдорович. — Смотрим — как раньше вырезали по дереву, как это делают сейчас и что нас ждёт дальше.
Изучая это ремесло, ребята получают культурное развитие. Кроме этого, все изделия мы вырезаем руками, соответственно, развивается мелкая моторика, которая благоприятно влияет на создание параллельных связей в мозгу.
Вырезаем мы из липы. Это мягкая древесина. Редко кто выбирает для резьбы твердое дерево — бук или дуб. За всю мою практику помню только троих таких ребят. Это люди с определённой психосоматикой, которые предпочитают идти против течения. Им неинтересно работать с материалом, который не создает сопротивления. Это одно из проявлений личности.
Ребята под руководством Владимира Савельева изучают региональные особенности нашей местности. Например, среди работ есть куница с герба Уфы, сделанная в традициях узорной резьбы по дереву, с кольцами и с подвесками. Причем сделана она из цельного куска дерева.
Ещё они вырезают тотемы башкирских племён. У каждого башкирского племени была своя священная птица. У племени кыпсак, например, тотемом был беркут. У усерган — журавль. У бурзян — орёл.
— Мы сделали серию ковшей — ижау, — рассказывает Владимир Фёдорович. — Именно такими ковшами в церемонии праздничного угощения гостей разливали по чашам кумыс. У нас представлены ковши, сделанные в традициях разных регионов Башкирии — Зианчуринского, Зилаирского, Гафурийского районов. Все ковши с кольцами. Кольца использовались для подвешивания ковша. Потому что в древней башкирской юрте мебели не было, всё вешалось на стену или складывалось в сундуки.
На изготовление ковшей меня вдохновил ковш, который я увидел в российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге. Там в экспозиции, посвященной башкирскому народу, есть старинный ковш, который подвешен на цепочке из 58 колец. И всё это — и ковш, и кольца выточены из цельного куска дерева. Этот ковш привёз из экспедиции ученый Сергей Руденко. Мастерство в те времена было на очень высоком уровне…
Еще вырезаем с ребятами ложки. Например, ложки «Уфа». Или ложки «Семейка». В этом наборе есть ложка для мамы, папы и троих детей. Изучаем национальные особенности каждого народа. Есть у нас «семейка» русская, башкирская, татарская, есть калмыки, адыги, эвенки.
— С какого класса принимаете детей?
— Мы берем детей от девяти лет. У ребят более раннего возраста не хватает усидчивости. Мы режем острыми инструментами. И дети помладше не могут на этом сосредоточиться. С ними тяжело работать.
— С чего начинается обучение?
— Начинаем с геометрической резьбы — нужно правильно поставить руку, чтобы при дальнейшей резьбе руки оставались целыми. Для начала ребята делают блюдо для пирожков. Потом мастерят набор — ложка, лопатка и вилка. Потом идут более сложные варианты — блюда с цветами.
Во время второго-третьего года бучения мы изучаем резьбу «татьянка». Это новый вид резьбы, созданный в конце прошлого века жителем Нижнего Новгорода Шамилем Сасыковым. Этот вид позволяет художественно вырезать тонкие вещи, например, брошки.
— Много ли ребят, придя к вам в начальной школе, становятся настоящими мастерами?
— Из тех, кто начинает, 50 процентов остаются на второй год обучения. На третий год остаются 20-25 процентов. До уровня мастера доходят единицы. У меня есть пример — два брата пришли ко мне во втором классе, и один из них занимался до девятого класса. Стал хорошим мастером.
Владимир Фёдорович пользуется заслуженным уважением как среди сотрудников дворца творчества, так и среди воспитанников. Среди ребят, которые занимались и занимаются в студии «Берендей», очень много победителей и призеров различных городских выставок и конкурсов. Но грамота и призы, наверное, не главное. Важнее то, что ребята в процессе обучения приобретают опыт и навыки, которые пригодятся в жизни.