Библиотека в селе Красный Ключ Нуримановского района Башкирии — это не просто библиотека. Это волшебное место, где живут гадалки и ангелы, котики и жар-птицы, бабушки и дедушки, попивающие чай из самовара, зайчики, улитки, паучки, Баба Яга и даже абсолютно обнажённые мужчины, которые парятся веником.
Все эти чудесные обитатели сельской модельной библиотеки сделаны руками библиотекарей — Ларисы Владимировны Морозовой и Натальи Владимировны Даниловой и их учениц.
Лариса Владимировна Морозова работает здесь уже 21 год. И практически всё это время ведет кружковую работу по декоративно-прикладному творчеству.
— Начинали мы работать с детьми — сначала плели макраме, но 20 лет назад трудно было достать джутовую нить, поэтому вскоре мы перешли на мягкую игрушку, — рассказывает Лариса Владимировна. — К нам ходили детишки из вторых, третьих, четвертых классов, мы шили игрушки. Потом времена поменялись — появились компьютеры, у детей появились новые увлечения. Собрать их стало проблематично — у одного только понедельник-вторник свободные дни, у другого — только среда-четверг. И мы переключились на взрослых, а детей стали собирать только в каникулы.
Домохозяйки и пенсионерки потихонечку увлеклись шитьем игрушек и плетением макраме. Причем, некоторые говорили, что никогда прикладным творчеством не занимались и вообще только кроссворды умеют разгадывать. Тем не менее один-два раза сделали, всё получилось, им понравилось, и они уже не первый год занимаются. Сейчас у нас есть костяк — несколько человек, которые постоянно приходят, очень много уже всего смастерили, у каждого персональную выставку можно делать. Они мастера на все руки — и изделия из джута плетут, и зверюшек шьют, и кукол, шкатулки, подушки, грелки на чайник делают. Дома они ещё и вышивают.
— Давайте назовём всех поимённо. Эти мастерицы достойны, чтобы о них узнали.
— Это Альбина Габдульманова. Нина Миронова, Валентина Мухтасипова, Фарида Камильянова, Надежда Плешкова. Сейчас кружковую работу с ними больше ведёт Наталья Владимировна Данилова. Мне очень нравится, что у нас в коллективе очень дружелюбная, товарищеская атмосфера. Если у кого-то, к примеру, нечем украсить готовое изделие, то другие тут же наперебой предлагают — а у меня вот это есть, возьми, а у меня вот такое есть. У нас же не город, в магазин не пойдешь, не купишь. Те, которые не первый год занимаются, уже смеются над собой, говорят: «Мы такими крохоборами стали, всё собираем — отрезочки, шкатулочки, бутылочки. Всё в чуланах хранится. Даже сами уже не помним, что там лежит, но лежит, потому что может пригодиться». Если кто-то едет в город, то заказы берёт, для других покупает — ткань, синтепон или ещё что-то. И делимся друг с другом постоянно.
— Когда вы занялись творчеством? Учились ли где-то этому?
— До того, как переехать в Красный Ключ, я работала в детском саду в Уфе. И мы там все плели макраме. Соревновались — в какой группе панно красивее будет. И когда я приехала в село, я продолжила этим заниматься. Потом года четыре лепила картины из солёного теста. Тогда ещё интернета не было. Я брала детские журналы и лепила персонажей, которые мне нравились. Как лучше сделать — самостоятельно придумывала. С интернетом всё стало намного проще — там и технология показана, и все подробности расписаны, и мастер-классы сейчас проводятся. Потом мне знакомая сказала, что нашла в интернете куклы из колготок. И я решила попробовать. Берём колготки, набиваем их синтепоном. Отдельно сначала делаем голову. Затем туловище, его делать уже довольно просто. Наталья Владимировна предпочитает колготкам носки или мягкий трикотаж.
— То есть вы сами осваивали шитьё кукол?
— Да, я самоучка. Ни художественной школы, ничего… Это просто хобби. Есть очень хорошие кукольные мастера, мне до них далеко. Кукольные лица у меня не всегда получаются так, как я хотела. Я же их, напомню, делаю из колготок. Если что-то не так пришила, исправить сложно, можно зацепить, стрелка пойдет. У нас руки-то деревенские — пальцы шершавые, особенно летом, когда в огороде работаем.
— Где берёте в таком количестве колготки?
— С колготками, к счастью, проблем нет. Свои используем, которые из строя вышли, иногда люди приносят. Если делаем кукол на заказ, то специально покупаем.
— Ваши работы где-то выставляются?
— Работы красноключевской библиотеки постоянно посылают на выставки. Про районные я даже не говорю, ни одна районная выставка без нас не обходится. На каждом районном мероприятии наши изделия обязательно есть. В Уфу на ВДНХ я три раза ездила. В райцентре — в Красной Горке есть куклы, для которых я изготавливала головы и руки. Каркасы делали и костюмы шили уже мастера из райцентра. Две куклы — бабушка и дедушка оттуда участвовали в прошлом году в московской ярмарке. Там была экспозиция Республики Башкортостан, юрта стояла, я видела фотографию — Каринэ Хабирова, а рядом с ней наши бабушка с дедушкой.
— Среди ваших работ есть и маленькие, и большие куклы, размером в человеческий рост. Какие вам больше нравится делать?
— Ростовые куклы я начала делать, потому что из райцентра поступил заказ. По заказу мы сделали парня и девушку. Основа этих кукол — устойчивый деревянный каркас, поэтому они могут стоять и присутствуют на разных мероприятиях. Переодеваем их постоянно — то в национальные одежды, то в военную форму, то в другие наряды, в зависимости от необходимости. А потом для библиотеки мы сделали ещё бабушку и дедушку — они сидят у нас за столом, чай пьют. Они очень лёгкие, без каркаса, туловище сделано из пятилитровых пластиковых бутылок. Их тоже просят на всякие праздники.
— Одежду для ростовых кукол откуда берёте?
— Из дома. Какую найдём, такую и надеваем. Валенки старые, шапки, которые уже не в ходу. Никто же нас не спонсирует, что есть, то и используем.
— В библиотеке выставлены все работы, которые вы сделали за это время?
— Ну что вы! Кукол за эти годы было сделано очень много. Из того, что было вначале, практически ничего не осталось, кукол активно разбирают на выставках, покупают туристы, которые приезжают в Красный Ключ. Поскольку в этом году передвижение людей в связи с эпидемией заметно меньше, то сделанные куклы успели снова накопиться в библиотеке.